Учебно-методическая разработка занятия по обучению грамоте в стершей-подготовительной группе детского сада.
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Сорокина Юлия Владимировна

Программное содержание:

- Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- Закреплять знания о словоразличительной роли звука;

- Закреплять умение делить слова на слоги, подбирать «пары» звуков (гласные-согласные, звонкие-глухие).

- Продолжить учить называть слова с заданным звуком.

- Закреплять умение ставить ударение на нужный гласный звук.

Демонстрационный материал:

Картина-схема слова паук; красные, синие, зеленые фишки; зонтик, игрушка Совунья.

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки; красные карандаши.

Ход занятия

1. Игра «Определи звук».

- Здравствуйте. Сегодня к нам в гости пришла Совунья. Она просит нашей с вами помощи:

- Ребята, я живу в городе «Грамматеево». На наш город напала злая колдунья Бастинда. Она наслала на город смерч и перепутала всех жителей.

- Давайте поможем жителям Города «Грамматеево».

Воспитатель предлагает детям определить какую «одежду» носит каждый из предлагаемых звуков. (Слайд 2). (Гласные звуки – красную, твердый согласные – синюю, мягкие – зеленую).

2. Звуковой анализ слова паук.

- Посмотрите на доску, что там изображено? (Это паук). (Слайд 3)

- Верно, а сколько звуков в слове паук? (Четыре).

К доске приглашаются четверо учащихся, которые поочередно разбирают слово по одному звуку.

Воспитатель задает наводящие вопросы: Сколько звуков в слове паук? Сколько гласных звуков? Напоминает ребятам правило-помогалочку: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

- В слове паук два гласных звука, назовите первый? (А) Второй? (У).

- Молодцы! Итак, в нашем слове два гласных звука, значит и слогов тоже… (Два). Давайте проверим, действительно ли слогов два.

Дети «прохлопывают» слово и убеждаются, что действительно в слове паук два слога.

- Назовите мне первый слог? (ПА). Второй? (УК).

- Теперь «позовем» слово, чтобы определить на какой гласный падает ударение.

Дети «зовут» слово и определяют, что ударение падает на второй гласный звук У, значит он – ударный, а первый гласный звук – А –безударный.

Затем дети вместе с воспитателем определяют, какие по звонкости-глухости согласные звуки в слове диван.

- Теперь мы определим, какие у нас согласные звонкие или глухие. Первый согласный звук? (П). Мы уже определили, что он твердый. Теперь давайте «прослушаем», звонкий он или глухой? (Глухой).

- А какой с ним в паре звонкий звук? (Б – П).

- Правильно! Второй согласный звук? (К). Кроме того, что он твердый, что вы еще можете о нем сказать? (Он тоже глухой. Г – К).

- Посмотрите на доску, что вы можете сказать о согласных звуках в нашем слове? (Все согласные звуки твердые и глухие.)

3. Игра с заданиями.

 Среди детей выбираются четверо – по числу звуков в слове паук. Они выходят к доске, и воспитатель просит их выстроиться в определенном порядке: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й; 2-й, 1-й, 3-й, 4-й и т.д. (Слайд 4).

4. Игра «Живые звуки»

Воспитатель раскрывает зонтик.

- Ребята, в городе «Грамматеево» начался дождь. Но зонтик у меня совсем маленький, и под ним поместится только два человека. Я буду «звать» к себе под зонтик один из звуков, а вы – определять, какие звуки остались под дождем.

Воспитатель заранее готовит карточки с изображением звуков и раздаёт их детям. Затем он подзывает один из звуков под зонтик, а остальные определяют и называют оставшиеся. (Слайд 5)

5. Физминутка.

Паучок ходил о ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

6. Игра «Замени звук»

- Ребята, а Совунья еще приготовила для нас задание. Оказывается, после урагана, который устроила Бастинда, перепутались не только жители города, но и звуки в некоторых словах. Давайте разгадаем, какие же звуки нужно заменить, чтобы слова подходили по смыслу. (Слайд 7).

1. Неизвестно, как случилось, 
Двери гонятся за мной! (Звери)

2. На виду у детворы 
Крысу красят маляры. (Крышу)

3. Куклу выронив из рук, 
Маша мчится к маме: 
“Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!” (Жук).

4. Жучка будку не доела: 
Неохота, надоело... (Булку)

5. Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей)

7. Игра «Назови слово».

Воспитатель предлагает детям передавать друг другу мяч, называя при этом слово со звуком П.

8. Подведение итогов.

В завершении занятия воспитатель вместе с детьми подводят итоги. Вспоминают, кому помогали на сегодняшнем занятии, и в чем именно заключалась помощь. Так же проговаривают, что звуки могут быть гласные и согласные. Гласные, в свою очередь ударными и безударными, а согласные – твердыми/мягкими, звонкими/глухими.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Город Гамматеево А Д ` У М О С ` Б Злая восточная ведьма наслала на наш город заклятье, так что жители забыли какие они звуки и какую одежду носят. Помогите нам, пожалуйста!

Слайд 3

А У П К

Слайд 4

П А У А П У К К У А К П К П А У

Слайд 5

Город Гамматеево ИГРА «Живые звуки»

Слайд 6

Паучок ходил о ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

Слайд 7

Город Гамматеево Неизвестно, как случилось, Двери гонятся за мной! На виду у детворы Крысу красят маляры. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: “Там ползёт зелёный лук С длинными усами!” Жучка будку не доела: Неохота, надоело... Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. ЗВЕРИ КРЫШУ ЖУК БУЛКУ ГРАЧЕЙ

Слайд 9

Город Гамматеево Мяч лови, ПЕРЕДАВАЙ, слова со звуком П называй

Слайд 10

Город Гамматеево СПАСИБО! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование занятий по подготовке к обучению грамоте детей в средней группе детского сада.

Планирование занятий по подготовке к обучению грамоте детей в средней группе детского сада включает последовательность преподаваемого материала, задачи, дидактические игры, демонстрационный материал....

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

Учебно-методическое пособие "Организация зоны речевого развития в младшей и средней группах детского сада".

Создание "Подготовленной среды" (М.Монтессори) для развития речи детей и предоставления ребенку условий для самостоятельной работы с дидактическими материалами....

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду...

Методическая разработка занятия "Народные музыкальные инструменты" для детей подготовительной группы детского сада.

Методическая разработка по теме "Народные музыкальные инструменты"  является разработкой итогового занятия, обобщающего знания, умения, навыки детей подготовительного к школе возраста, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется  представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются пон...