Знакомство со звуком Ч и буквой Ч.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Марина Николаевна Володина

В данном конспекте используются игры при помощи которых дети легко и с интересом знакомятся с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство со звуком Ч и буквой Ч.

ЦЕЛИ: 
Уточнение произношения звука Ч в слогах, словах и фразе.

  • Познакомить со звуком Ч и его характеристикой, буквой Ч.
  • Звукобуквенный  анализ слов.
  • Продолжать учить определять позицию звука в слове, работать со схемой слова. 
  •  Закреплять умение составлять предложения  из 3-4 слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 

Дети заходят в группу, на столе стоит чемодан. Воспитатель спрашивает: «Чей чемодан?» «Кто его сюда поставил?» «Как мы можем определить, кто его хозяин ?»

(В чемодане лежит: веточка вербы, картинки сосульки, грача, солнце, ручеёк, проталинка)

В: Ребята, кто догадался, кто же хозяин этих вещей?

(Весна)

-Дети, какое сейчас время года? ( весна.)
- Подскажите, какая весна? 
(Теплая, ласковая, яркая, весе лая, дружная, ранняя, поздняя, зеленая, звонкая, добрая, солнечная, радостная, долгожданная).

Стихотворение Весна

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

-Пришла весна. И что появляется на деревьях? (почки) 
-Какие птицы прилетают первыми
? (грачи)
-Ребята, какой звук встречается чаще всего во всех этих словах? 
(Да, звук Ч)

Педагог: Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
 Когда мы произносим звук Ч, кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Давайте произнесем все вместе этот звук. 
-Какой это звук гласный или согласный? 
( Согласный)
 -Почему?
 
(Его нельзя петь и тянуть, есть преграда.) 
-Давайте послушаем, глухой или звонкий это звук? Почему? 
(Он произносится без голоса.)

-Ребята, почему этот звук Ч живёт в зелёном домике?

Д: Звук Ч живёт в зелёном домике, потому что он мягкий согласный.

В: Дети, запомните! Звук Ч всегда мягкий!

На что похожа буква «Ч»?

 «Ч» — вы правильно решили – Пишут также, как «4», Только с цифрами, друзья, Путать буквы нам нельзя

(Выложить из фасоли, макарон, шнурков, написать на манке)

Задание №1

Придумать слова, в которых присутствует звук Ч и выложить на веточку камни марблс.

Назвали слово, положили камешек.

Физминутка Весенняя

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, 

Задание №2

Ребята,  посмотрите внимательно и определите, где в названии этой картинки слышится звук Ч, в начале, в середине или в конце слова? Давайте разделим эти слова на слоги. Как мы это будем  делить слова? Покажите мне способы

(Последняя картинка грач!!!)

Задание №3

В: Ребята, а я знаю интересную чистоговорку про грача.

-Я буду говорить, а вы повторяйте за мной.

 Ча - ча - ча – мы увидели грача.

 Чу - чу - чу - молоточком я стучу.

 Чо - чо - чо - греет солнце горячо.

 Че - че - че - сидит грач на каланче.

 Еч - еч - еч - надо сад беречь. 

Повторяем все хором и индивидуально.

В: Почему надо сады беречь от грачей? ( клюют молодые всходы)

Задание №4

Звукобуквенный анализ слова ГРАЧ

В: Я предлагаю вам следующее задание, трудное, но уверена, что вы с ним справитесь.

Итак, нужно написать слово  «грач» звуками.

 - Произнесем слово вслух.

- Какой звук первый? Второй? Третий? Четвёртый?

- Сколько гласных звуков?

-Сколько согласных звуков?

-Сколько всего звуков?

Гимнастика для глаз.

Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Подержали – открываем,
А теперь мы поморгаем.
Правый глазик открываем,
А другой не открываем,
А теперь их поменяем.
Левый глазик открываем,
А другой не открываем,
Правый – левый.

Заданеи №5

Составить предложение со словом ГРАЧ.

При помощи счётных палочек составьте схемы своих предложений. Что мы не должны забывать, при составлении предложения?( Первое слово пишется с большой буквы и в конце предложения ставится точка, вопр.знак или воскл.знак).

 Задание №6

 Игра «Назови ласково»

 — Звук «Ч» — нежный. Захотелось ласковых нам слов... Кто из звуков нам помочь готов? «Ч» — он самый мягкий звук. Не откажемся мы от его услуг! Зазвучали ласково словечки, В них звук «Ч» нашел себе местечко. Игра с мячом.

    (белка,  ветка, облако,верба ).

Итог:

С каким звуком и буквой познакомились?

Какое задание показалось трудным?

Какое задание показалось интересным?

  
 


 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в подготовительной группе. Знакомство со звуками [г ], [ г\' ]. Буква Г,г.

В работе представлен материал по обучению грамоте детей подготовительной группы....

"Совместная непроизвольная деятельность детей старшего дошкольного возраста при знакомстве со звуком [с] и буквой "с" ".

Подборка игр и заданий для совместной деятельности по формированию фонетически правильной речи с акцентом  на звук [с] и букву  "с". Рекомендовано к использованию в практике учителей-ло...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш». 2. Лепка «Лиса и кувшин»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.Тема:  1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш»....

Открытое занятие для педагогов с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича по теме «Знакомство со звуком «Ш» и буквой «Ш.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37           Открытое занятиедля педагогов с ис...

Знакомство со звуком А и буквой А

Задание с картинками для развития фонематического слуха и знакомства с буквой А....

Знакомство со звуком О и буквой О

Развитие фонематического слуха и знакомство с букой О....


 

Комментарии

Фокша София Сергеевна

Актуальный и полезный материал. Здорово.