"Совместная непроизвольная деятельность детей старшего дошкольного возраста при знакомстве со звуком [с] и буквой "с" ".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Баландеу Светлана Александровна

Подборка игр и заданий для совместной деятельности по формированию фонетически правильной речи с акцентом  на звук [с] и букву  "с". Рекомендовано к использованию в практике учителей-логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка совместной  деятельности учителя-логопеда с детьми по теме:

«Звук и буква С»

Тема: Звук и буква «С».

Задачи:

  1. Закрепить произношение звука [С] в словах и предложениях.
  2. Учить выделять звук [С] на фоне слова.
  3. Тренировать детей в фонематическом анализе и синтезе трех- и четырех звуковых слов.
  4. Познакомить детей с новыми лексическими понятиями по теме «Посуда».
  5. Закрепить употребление предлогов «в», «из».
  6. Тренировать в слоговом анализе двух- и трехсложных слов.
  7. Закрепить умение составлять схему предложения с предлогом.
  8. Закрепить зрительный образ буквы «С».
  9. Тренировать в чтении слов с пройденной буквой
  10. Развивать зрительное внимание детей.

Ход деятельности:

1.Оргмомент.

   - Здравствуйте дети, сегодня у нас  гости, поздоровайтесь пожалуйста.

   - Здравствуйте.

2. Сообщение темы занятия.

- Отгадайте загадку: «С хозяином дружит,

                                      Дом сторожит

                                      Живет под крылечком

                                      А хвостик колечком».

- Собака.

- Назовите первый звук в этом слове.

- [С].

- Сегодня тема нашего занятия «Звук и буква С»

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

- Скажите пожалуйста звук С гласный или согласный?

- Согласный.

- А почему вы так думаете?

- Потому что когда произносим, есть преграда. Зубки мешают. Язычок в них упирается. Животик напрягается.

- Какой этот звук: звонкий или глухой?

- Глухой.

- Почему?

- Потому что мы произносим его без голоса, шепотом.

- Давайте вспомним стихотворение про звук С.

-«Распластай язык пошире,

    Кончик ─ к нижним зубкам ближе.

    По середине языка

    Струйку воздуха пускай.

    Улыбнись и посвисти,

     С,с,с,с,с ─ произнеси!

     Ссс!─ синичка просвистела.

     Ссс!─ свирель в лесу запела.

     Ссс!─ в кустах свист соловьиный.

     Ссс!─ свисток сирены сильный.

4. Развитие фонематического слуха, определение наличия звука С в словах.

-Ребята, а вы знаете, что именно сегодня одна лесная птица празднует свой день рождения, и мы с вами сейчас отправимся на этот праздник. Но сначала мы должны отгадать загадку и узнать, как зовут эту птицу. «Днем спит, ночью летает – прохожих пугает».

-Сова.

( На ковролине стол за столом сидят: Сова, Лиса, Сом, Аист, Сорока, Собака, Слон, Волк, Медведь.)

-Ребята, посмотрите, кто здесь собрался за столом.(Дети проговаривают названия животных). А как вы думаете, кто пробрался на праздник без приглашения и хочет все испортить.

- Волк и Медведь, потому что в их названии нет звука [С]. Придется Волку и Медведю отправиться к себе домой.

(Волк и Медведь уходят).

5. Активизация словарного запаса детей, введение новых лексических понятий. Закрепление предлогов «на», «из».

-Посмотрите, что стоит на столе. (салатница, сахарница, сухарница, солонка, салфетница, масленка, супница).

-Сахарница.

-Верно. А вы знаете, почему называется «сахарница»?

-Потому, что в нее кладут сахар.

-Куда кладут сахар?

-В сахарницу.

-Откуда берут сахар?

-Из сахарницы.

-На столе еще стоит салатница. Почему она так называется?

-Потому что в нее кладут салат.

-Куда кладут салат?

-В салатницу.

-Откуда берут салат?

-Из салатницы.

(Тот же алгоритм: супница, салфетница, масленка, солонка, сухарница).

6. Определение места звука С в словах.

Гости пришли не с пустыми лапками, а с подарками-загадками.

Сова хоть и умная птица, но все равно всего не знает, и нам с вами придется помочь ей выполнить задания. Поможем?

-Да.

-Первой хочет подарить свой подарок Сорока. Вот конверт. (в конверте задание). Вот картинки, определите, где в словах спрятался звук С. Если в начале, то вы положите кружочек в первую клеточку, если в конце - в последнюю, если в середине – в среднюю.

(Слова: самовар, миска, поднос).

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

7.  Пальчиковая гимнастика.

На стол мы поставим                      (крутят ладошкой по кулачку)

            сухие продукты

Сухарики, сушки                             (загибают пальчики по одному, начиная с

             и  сухофрукты:                      большого).

Сухой абрикос и сушеная слива

В сухарнице выглядят                      (показывают сухарницу из ладоней).        

              очень красиво!  

8. Фонематический синтез.

-Догадайтесь, кто следующим подарил свой подарок, я произнесу вам звуки, а вы составите из них слово. (С, Л,О,Н).

-Слон.

9. Слоговой анализ.

-Слон принес такое задание: «Знаешь ли ты сова, как нас правильно разместить ночевать у тебя, кому нужна комната с одним окном, кому с двумя, а кому – с тремя». (На ковролине макеты 3-ех комнат).

В комнату с одним окном поселите животных в названии которых один слог,

в комнату с двумя окнами животных в названии которых два слога, в комнату с тремя окнами животных, в названии которых три слога.

Сом, слон, аист, сова, лиса, собака, сорока. (Дети по очереди выходят к ковролину, расселяют животных).

10. Фонематический анализ.

- Угадайте, кто хочет подарить свой подарок следующим? Буквы   перепутались, попробуйте из них составить имя гостя. (С, А, И, Т).

- Аист.

- Назовите гласные звуки, которые есть в моем имени АИСТ.

- А, И

- Назовите согласные звуки, которые есть в моем имени.

- С, Т.

11. Составление схемы слова.

- А теперь подарок вручает тот, тот кто в озере живет. (В конверте задание).

Составьте схему слова СТАКАН. ( Дети выкладывают на столе схемы из синих и красных кружков).

12. Физкультминутка.

Сова.

В лесу темно,

Все спят давно.                                (закрывают глаза ладошками)

Одна сова не спит,

Летит, кричит.                                  (машут руками, как крыльями)

Совушка-сова,

Большая голова,                               (делают руками круг)

На суку сидит,

Головой вертит,                               (поворачивают голову то влево, то вправо)

Во все стороны глядит.

13. Составление схемы предложения.

Тут раздается стук в дверь, приходит почтальон, приносит письмо. От кого же письмо. А оно от сестры Совы из соседнего леса. «Поздравляю, прилететь не смогла. Дарю свою фотографию, будь умницей, составь по ней предложение. (картинка вывешивается на ковролин).

- Давайте составим предложение  по этой картинке.

- Сова сидит на суку.

- Теперь составим схему этого предложения.

(ребенок выкладывает схему на ковролине)

14. Знакомство с буквой «С». Выкладывание буквы С из веревочки.

-Теперь пришел черед Лисы вручить свой подарок. (в конверте буква «С», веревочка и записка: «Попробуй сделать такой рогалик сама»)

- Ребята, а это правда – рогалик?

-Нет, буква «С».

- А похожа  буква «С» на рогалик?

- Да.

- А еще на что?

- На месяц.

- Давайте вспомним, как еще можно сделать букву «С»?

- Сушку справа откусили, букву «С» мы получили.

- Теперь давайте подумаем как нам справиться с заданием Лисы, как сделать букву «С». Зачем тут веревочка?

- Чтобы из нее сделать букву «С».

- Почему именно веревочка, а не палочки? Из палочек можно сделать букву «С».

- Нет.

- Почему?

- Потому что она кругленькая.

- Давайте попробуем сделать букву «С» из веревочки. (выполняют).

- А теперь давайте ее еще и нарисуем. (рисуют на манке).

16. Чтение. Составление слова из данных букв.

- Прочитайте, кто теперь вручает подарок. (дети читают слово из букв на ковролине СОБАКА, в конверте задание: «Составь мое имя»).

(имитация порыва ветра, буквы слова СОБАКА рассыпаются)

- Ой, мы кажется забыли закрыть дверь, все буквы рассыпались, давайте снова соберем слово СОБАКА.

(ребенок выходит к ковролину, собирает)

17. Нахождение лишнего символа.

- Посмотрите, тут в конверте еще один подарок от Собаки.(из конверта достаем задание).

- Обведи только правильные буквы «С».

(дети обводят)

- 18. Вписывание пропущенной буквы, чтение слов с пройденной буквой.

- Сове очень понравились подарки гостей и она попросила всех оставить свои автографы, записать имена на память. Но злая крыса откусила из слов букву «С». Вставьте в слова букву «С», прочитайте слова. (1-я карточка: СОМ, ЛИСА; 2-я карточка: СЛОН, СОБАКА: 3-я карточка: АИСТ, СОРОКА).

(Дети вставляют букву, читают).

19. Итог .

- Ребята, Сова благодарна вам, что вы помогли ей справиться со всеми заданиями, она хочет угостить и вас.(Детям раздаются призы-конфеты).

- Вы молодцы, старались и занимались сегодня на «отлично», теперь нам пора возвращаться из леса в наш детский сад, занятие закончено.

20. Придумывание слов со звуком [С].

 (Логопед пытается открыть дверь из кабинета.)

- Ой! Похоже злая крыса заблокировала дверь. А тут записка: «Выйдет тот, кто вспомнит 3 слова со звуком [С]».

(Дети называют по 3 слова со звуком [С] и выходят за дверь по одному).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к совместной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по познавательно-речевому развитию. Тема: "Деревья".

В презентации показаны различные методы и приемы по ознакомлению детей с лексической темой "Деревья"....

Конспект совместной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста «Вместе играть веселее»

Организация совместной игровой деятельности детей старшей и подготовительной группы в играх с правилами...

Совместная художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста и воспитателей

Статья и презентация об организации совместной художественной деятельности детей и воспитателей...

Методическая разработка на совместную образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в заколдованный лес"

Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием ИКТ«Путешествие в заколдованный лес»...