Обучение грамоте "Звук и буква Б"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Грищенко Ирина Владимировна

Обучение грамоте звук и буква Б

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_b.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква «Б».

Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчётливо произносить слова с естественными интонациями.

1. Продолжать развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов.

2. Учить выделять звук «Б» из начала слова. Уточнение произношения и характеристика звука «Б».

3. Расширять словарный запас.

4. Развивать память, мышление, слуховое и зрительное внимание.

5. Продолжать развивать конструктивные навыки путём моделирования букв из геометрических фигур.

6. Развивать тактильные ощущения.

7. Создать положительный эмоциональный фон в группе.

Ход НОД:

Сказка «Мышиные проделки».

Воспитатель: Ребята, вчера, когда я возвращалась с работы домой, мне повстречался Буратино. Он был ужасно расстроен. Я спросила: «Что случилось?» Он мне рассказал такую историю. Жил он с папой в маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном домике. Научился читать и перечитал все свои книги, которые жили у них на книжной полке. На этой полке жил старый – престарый словарь – книга, где собрано много слов, и дано им объяснение. Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-нибудь слово пропадает, а его описание остаётся. Грызя словарь, мыши надеялись научиться говорить, но напрасно. Почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил. Буратино очень хотел всё знать, поэтому словарём пользовался он очень часто. А как ему теперь быть? Там что ни слово – то дырка. Давайте поможем Буратино восстановить некоторые слова по описанию.

(Не произношу слова, а только их описание.)

БУМАГА – она бывает белая, бывает цветная, бывает тонкая, бывает бархатная, по ней пишут, рисуют; из неё делают тетради и книги.

БУСЫ – они бывают янтарные, жемчужные, стеклянные; прозрачные и разного цвета. Это украшение, которое носят на шее. Оно состоит из многих мелких и крупных частей.

БУДИЛЬНИК – это вещь, которая есть почти в каждом доме, она помогает не опаздывать людям на работу и в детский сад. С её помощью люди узнают, который сейчас час. Этот предмет может сам сказать вам: «Пора вставать!»

БУКЕТ – его составляют из отдельных цветов, его ставят в красивые вазы, его дарят артистам, его преподносят в день рождения.

(По мере отгадывания слов выставляю картинки с изображением этих предметов на магнитную доску.)

Молодцы, ребята! Справились с таким трудным заданием. Помогли Буратино.

(Затем ещё раз называю слова, выделяя первый звук «Б».)

Ребята, вот я смотрю и никак не пойму, чем эти слова похожи? (Ответы детей.)

Правильно, все эти слова начинаются на один и тот же звук «Б».

Давайте вместе с вами произнесём этот звук «Б».

Что нам помогает произносить этот звук? (Губы.)

Ребята, скажите какой звук «Б»? (Согласный, твёрдый, звонкий.)

Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на столе и на ковре.

Ищем слова, которые начинаются на звук «Б» в нашей группе. (Ответы детей.)

Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили.

Скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом? (Ответы детей.)

А почему? (Ответы детей.) А где мы живём? (Дома, в квартире.)

Вот и каждого звука есть свой дом – это буква, у звука «Б» - буква «Б» (показываю букву).

На что похожа буква «Б»? (Ответы детей.) Попробуем превратиться в букву «Б». (Дети принимают форму буквы.) Молодцы!

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

Скажите, а как и чем можно написать буквы? (Ответы детей.)

А если мы находимся на улице и у нас нет ни карандашей, ни ручек, ни бумаги. Что будем делать тогда? (Ответы детей.)

А я могу вот так написать буквы. (Подзываю к себе ребёнка, прошу его закрыть глаза. Пишу ему на ладошке пальцем, а он угадывает букву. Затем пишу на спине ребёнка, а ребёнок угадывает, что я написала.)

Да, писать можно по разному. А ещё буквы можно выложить. Как вы думаете из чего? (Из спичек, из палочек и т. д.) Сегодня мы с вами будем выкладывать букву «Б» из геометрических фигур.

(После того, как дети справились с заданием, задаю вопрос.)

Скажите, какие геометрические фигуры вам понадобились для этого? (Ответы детей.)

Посчитайте, сколько всего геометрических фигур ушло на выкладывание буквы «Б». У кого больше, у кого меньше?

Пойдёмте к доске, посмотрим на неё и вспомним слова, которые мы восстанавливали для Буратино. Начинаются эти слова на один и тот же звук, значит и в словаре они были на одной и той же странице. А они, ребята, начинаются на один и тот же слог «БУ».

(На слог «БУ» - хлопаю.)

БУ – МАГА, БУ – СЫ, БУ – ДИЛЬНИК, БУ – КЕТ.

Попробуем разделить эти слова на слоги с помощью хлопков. Посчитаем, сколько слогов? (Ответы детей.) А как вы узнали? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.) Молодцы, отлично справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живые звуки».

(Для детей подготовлены синие и красные шапочки.)

Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (Согласные.) А красным? (Гласные.)

(Вызываю двоих детей, называю их шепотом.)

А ну-ка звуки, назовите себя! (После того, как назвали.) Читаем слог. (Прочитали, меняются звуки местами.) Читаем. (И так все слоги) «БА», «БО», «БЫ», «БУ». Молодцы! На какой слог начинаются слова, которые мы с вами восстановили для Буратино? (Показываю на доске.)

(На слог «БУ».) Начало у всех этих слов одинаковое. Сейчас мы будем с вами играть в игру «Догадайся, что за слово?»; я буду говорить конец слова, а вы приставлять вначале слог «БУ», угадывать слово и называть его. Готовы? Начинаем!

СЫ (бусы, КЕТ (букет, ДИЛЬНИК (будильник,

МАГА (бумага, ЛАВКА (булавка,

ЛКА (булка, ТОН (бутон, РАТИНО (Буратино).

Ребята, я совсем забыла, ведь Буратино ещё сказал, что если вы отгадаете его имя, я должна буду отдать волшебный сундучок.

(Открываю сундучок, там нахожу буквы «Б» на каждого ребёнка.)

Это вас Буратино поблагодарил за то, что вы помогли ему восстановить слова в словаре. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....

Подготовка в обучению грамоте. Презентация "Буква О"

Презентация создана на основе материала С.П.Цукановой и Л.Л. Бетц "Учим ребёнка говорить и читать". Дети в игровой форме знакомятся и буквой "О"...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Обучение с увлечением. Буква "А"

Презентация для родителей и детей буква "А"....