Обучение грамоте "Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Грищенко Ирина Владимировна

Обучение грамоте звук и буква Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_sh.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: Звук и буква «Ш».

Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомление со звуком «ш» и буквой Шш.
  • Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
  • Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Шш.
  • Учить составлять предложение.

Развивающие:

  • Развитие связной речи;
  • Фонематического восприятия;
  • Зрительного внимания и восприятия;
  • Мышления

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: дидактический материал, компьютер, телефон, мольберт, «Азбука», схема передвижения, монеты с буквенными обозначениями, ключ и ключ- пазл, конверты с заданиями.

           Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Золотой ключик» А.Толстого.
  2. Разучивание стихотворения В.Берестова «Как хорошо уметь читать».

 Ход деятельности:

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. 

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами.

- Какое мы с вами знаем  правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Давайте расположимся кому как угодно.

Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро придется идти в школу за знаниями. Артем, тебе хотелось бы учиться в школе? (Ответ). Как вы думаете, чем занимаются дети в школе? (Ответ). А чем занимаемся мы в детском саду, Алина? (Ответ). Правильно, тоже учимся. Мы рисуем, поем, танцуем, играем, читаем сказки. Влада, А ты любишь сказки? А кто тебе их читает? (Ответ). Послушайте стихотворение В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Вот видите, как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться по  книжке, которая называется «Азбука». А, кстати, где она? Что же нам делать? Наверное, ее кто-то взял? Может, вы подскажете? Может, позвоним Буратино.

- Ало! Буратино? Мы с ребятами потеряли Азбуку. Ты ее не видел?

- Мальвина! Меня и Азбуку похитил Карабас- Барабас. Он заточил нас в чулане и запер дверь на ключ. А ключ сломал. (гудки телефона).

- Что же нам делать? Давайте свяжемся с Карабасом- Барабасом по скайпу. (звонит)

На экране появляется Карабас- Барабас.

- Здравствуйте, уважаемый К-Б! Освободите, пожалуйста, наших друзей!

- И не подумаю! Если хотите освободить Буратино и вернуть Азбуку вам нужно собрать все части ключа, а для этого необходимо  выполнить все мои задания, которые я для вас приготовил.

Я приготовил для вас 6 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберете ключ и освободите своих друзей из заточения.

III. Введение в тему занятия.

- Итак, что нам надо сделать?

- Собрать все части ключа, а для этого выполнить задания.

- С чего же мы начнем?

- С конверта под цифрой 1.

- А где же нам его взять? (смотрит по сторонам, находит схему).

-О, смотрите, ребята, как вы думаете, что бы это могло быть?

- Карта, где находятся конверты с заданиями.

Ребята, давайте сейчас внимательно посмотрим на карту. Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие?

Дети: С цифры 1.

Воспитатель: Правильно, с цифры 1, а вот и она.

1 конверт.

«Ребята, вам нужно разделиться на две команды. А каким образом догадайтесь сами».

 (Дети берут с тарелочки монетки, на которых написаны буквы, обозначающие гласные и согласные звуки и делятся самостоятельно  с их помощью на две команды). Дети объясняют по какому признаку они объединились в команды и проверяют все ли правильно нашли свою команду.

2 конверт

Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук).

( 1 команда собирает цветок с синей серединкой,  другая - с зеленой).

- Ребята, у нас есть первая часть ключа, осталось собрать еще 5 частей, а значит выполнить 5 заданий.

3 конверт

Заданее  для внимательных.

Послушайте и определите, какой звук  встречается в этом стихотворении чаще других.

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

- Звук ш

- Правильно, с этим звуком мы познакомимся сегодня. А на письме он обозначается буквой «Ш»

- Давайте произнесем звук ш все вместе.

(Дети вместе с педагогом произносят звук ш все вместе)

- Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете звук ш- гласный или согласный?

- Согласный.

- Верно. Его нельзя петь. Каким  цветом  мы будем обозначать этот звук?

- Синим.

- Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

- Он глухой.

- Твердый или мягкий?

- Твердый.

- Верно. Это согласный твердый, глухой звук. Причем он всегда твердый. А сейчас посмотрите на экран. Послушайте, как с новым звуком звучат слоги и повторите). (Читают слоги со звуком «ш»).

Молодцы, ребята, у нас есть третья часть ключа.

Физминутка

4 конверт.

Двигаемся дальше. «Ребята, вам надо разобрать завал камней, на которых написаны слоги. Но завал сможете разобрать тогда, когда из слогов составите слова».

Камни коричневого цвета для одной команды, камни черного цвета для другой команды. (Дети составляют слова из слогов, затем команды меняются местами и проверяют друг друга).(Получают  4 часть ключа).

5 конверт.

Найдите место звука в слове.

6 конверт.

Составьте предложение.

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

- Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте соберем из них ключ. (Дети составляют ключ из частей).

- Ребята, закройте глаза. (Заклинание). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым.

Рефлексия.

- Здравствуйте, ребята. Спасибо, что вы выполнили все задания, освободили меня и Азбуку. За это я угощаю вас (раздает печенье в виде букв).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....

Подготовка в обучению грамоте. Презентация "Буква О"

Презентация создана на основе материала С.П.Цукановой и Л.Л. Бетц "Учим ребёнка говорить и читать". Дети в игровой форме знакомятся и буквой "О"...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Обучение с увлечением. Буква "А"

Презентация для родителей и детей буква "А"....