НОД «Путешествие в Изумрудный город».
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Жуйкова Надежда Михайловна

Закрепить представления детей о понятиях «звук», «слово», «предложение».

Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких звуках)

 и условное обозначение: красный, синий, зеленый.

Совершенствовать умение определять и называть количество слогов, составлять предложение.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Активизировать и расширять словарный запас. Развивать мыслительную деятельность.

Вызвать положительные эмоции,  умение работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie.docx79.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по грамоте в старшей группе.

Тема: «Путешествие в Изумрудный город».

(с  использованием ИКТ)

Обучающие: Закрепить представления детей о понятиях «звук», «слово», «предложение».

Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких звуках)

 и условное обозначение: красный, синий, зеленый.

Совершенствовать умение определять и называть количество слогов, составлять предложение.

Развивающие: Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Активизировать и расширять словарный запас. Развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные: Вызвать положительные эмоции,  умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

 Чтение сказки  А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», дидактические игры по грамоте.

Материалы к НОД:

 Презентация, аудиозапись;  фишки – красные, синие, зеленые на каждого ребенка;

Листы бумаги в  клетку, раздаточный материал, цветные карандаши, дидактические игры,

 «Ребусы»,  «Шифровка», «Составь слово»,  графический диктант, загадки.

Ход НОД.

Воспитатель: Дети садятся полукругом.

 Ребята, сегодня необычное занятие, нас ждёт много интересного.

Вы готовы, быть внимательными и активными?

А  чем сегодня пойдет речь,  вы узнаете,  когда отгадаете загадку.

Слайд 1.

Ветер сильный, ураган

превратил вокруг всё в хлам.

Домик он унёс с собой

к ведьме страшной, очень злой.

Двое в домике летели –

пёс ... (ТОТОШКА) вместе с ... (ЭЛЛИ). 

Слайд: 2

Воспитатель: Эти герои, какой сказки?

Слайд 3.

У нас сегодня электронное письмо.

Воспитатель: Хотите, я  прочитаю?

 «Ребята, в Изумрудном городе случилась беда. Злая волшебница заколдовала Изумрудный город, а друзей Элли спрятала. Все  жители  города очень расстроены. Помогите, найти друзей  и  расколдовать наш город!

Жители Изумрудного города и Элли.

Воспитатель:  Элли  спешит на помощь, но одной ей не справиться.

-Нужно помочь Элли и  жителям  «Изумрудного города».  Поможем?

Слайд:4.

Воспитатель: Давайте, вспомним  начало этой сказки.

 Жила была девочка,  Элли со своей семьей и у неё был весёлый друг Тотошка.

 Слайд 5.

Воспитатель: Однажды разразился ураган, наколдованный злой волшебницей Гингемой и унёс фургон в волшебную страну вместе с Элли и  Тотошкой.

Что бы помочь Элли  и жителям города найти ее друзей, нужно выполнить несколько заданий.

Воспитатель:  Ребята, кто друг у Элли?

 Где же Тотошка?

Слайд:  6.

Воспитатель  открывает «шифровку», на которой написаны только цифры и стрелочки. Интересно, что же это?  (На столах листки в клетку на каждого ребенка).

Загадка.

Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается.

 Собака.

Графический диктант.

C:\Users\user\Pictures\grdiktant19.jpg

Воспитатель: Кто же получился?  -Тотошка.

Сколько слогов в слове ?

Слайд: 7.

Загадки.

Один  мягкий

Другой  твердый

Третий  вовсе  запоет,

Только  кто  произнесет.   (Звук).

Черные  птички   на  белой  страничке

Молчат,  ожидают,

Кто  их  прочитает.         (Буквы).

Игра: «Какая буква лишняя»?

Воспитатель: Раздает каждому ребенку конверт с заданием. Нужно найти и зачеркнуть лишнюю букву. Дети выполняют задание.

Ребята, чем отличаются звуки от букв?   (Буквы читаем  и пишем, а звуки слышим и произносим)

Звук   я  к  звуку  подберу

И  его  произнесу

Если  буквы  в  ряд  сложу,

То  его  потом  прочту.     (Слово).

Слайд: 8.                                                           Игра: «Шифровка»

 Я буду называть слова, а вы – шифровать его, обозначать звуки.

 Гласные буквы обозначаем красным кружком, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным.

СЛОН, ТКАНЬ, РЕКА, АКВАРИУМ, ШАР, ИГРА, ЛЕТО, АРБУЗ.

(воспитатель выкладывает слово на доске, дети проверяют)

Воспитатель:   Ребята, кого мы расколдовали?

Он умел пугать ворон,

в нём соломы был – вагон.

И соломенный верзила,

называл себя ... (СТРАШИЛА). 

Воспитатель: Предлагает сделать звуковой разбор слова – СТРАШИЛА.

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, давайте разомнем ручки.

Воспитатель раздает мячи для разминки.

                                                        Пальчиковая гимнастика с мячиком.

Мячик в руки мы возьмем (перекладываем с руки в руку)

Крепко накрепко сожмем (сжимаем мяч)

С ним немножко поиграем (подбрасываем вверх)

В наших ручках покатаем. (катаем в ладошках)

Катись мячик по ладошке, (катаем в ладошках)

Разомни нам пальчики немножко. (сжимаем мяч)

Я мячик возьму, покручу, (крутим пальцами мяч)

И пальчики свои разомну.

В: Вот мы руки и размяли, давайте дальше.

Слайд:  9.  

Воспитатель: Следующее задание, нам нужно преодолеть одно препятствие.

Впереди замок Людоеда. Нашим друзьям нужно пройти мимо замка очень осторожно бесшумно, чтобы не разбудить Людоеда. Чтобы найти следующего друга, Элли  нужна ваша помощь.

Вам нужно отгадать зашифрованные слова (дети переходят на ковер)

Игра:  «Реши ребусы»

На ковре карточки с заданиями на каждого ребенка. Ребенок, отгадывает и объясняет слово.

Воспитатель: 

Собран был он из металла,

сердца в нём не доставало.

Но любил вокруг всех-всех

он ... (ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК)

Слайд 10. 

Воспитатель:  Железный дровосек присоединился к своим друзьям.

Физминутка (движения под музыку)

Игра: «Зашифрованное слово»

Воспитатель: У каждого ребенка свое задание. Нужно из первых букв названия предмета, составить слово. После того как дети справились, они отвечают, какое слово у них зашифровано и делают звуковой разбор слова.

 Молодцы! Кого мы сейчас расколдовали?

 Всех боялся он на свете,

но мечтал стать зверем храбрым, 

помогать несчастным, слабым.

он большой ... (ТРУСЛИВЫЙ ЛЕВ).

Слайд: 11.

Воспитатель: Теперь все друзья вместе, но в город проход запрещен, ворота закрыты.

Нужно  расколдовать Изумрудный город.

Слайд:12.

Вот  и добрались наши друзья до  Изумрудного города.  А вы помните, из чего был построен город? (Из изумруда.) Какого цвета этот камень? Когда солнышко освещало дворец, он переливался всеми оттенками зеленого цвета.

Игра «Сочиняй-ка»

Воспитатель: Перед вами осколки самого красивого камня в городе. Его нужно правильно собрать. Используя слова вам нужно составить предложение. Подсказка слова из песенки, которую поют герои  мультфильма «Волшебник Изумрудного города».  Приступайте. («Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной...»). 

Воспитатель: Злая волшебница заколдовала город,  но вы помогли  жителям Изумрудного города.

 Ребята, вы справились со всеми заданиями! Элли и её друзья снова вместе!

Воспитатель:  Ребята, для вас подарки, это благодарные жители Изумрудного города передали Вам частички своей души,  сундучок, а что внутри мы сейчас посмотрим! (серебряные бубенчики)

Звучит песня:  «Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для подготовительной группы "Путешествие в Изумрудный город"

Это занятие можно использовать как итоговое. В течении года мы читали произведение Волкова "Волшебник Изумрудного города" и на занятии мы использовали эту идею. Занятие получилось интересным и получил...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие в Изумрудный город" - корррекция и развитие внимания у детей 6 - 7 лет с нарушениями ОДА

Коррекционно-развивающее занятия по программе "Будь внимателен!" направлено на коррекцию всех свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. О...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город".Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элем...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в Изумрудный город» (занятие по обучению грамоте) (речевое развитие) (возраст детей: 6-7 лет)

Презентация к проектуЦель: совершенствовать умение детей говорить и слушать, закрепить достигнутый уровень звуковой культуры речи, закрепить умение активно использовать свой словарный запас и знания д...

Сценарий выпускного "Путешествие в Изумрудный город"

Сценарий выпускного вечера для детского сада...

ООД «Путешествие в Изумрудный город» ФЭМП подготовительная группа

ООД «Путешествие в Изумрудный город» ФЭМПподготовительная группаПознавательное развитие. ФЭМПТип: интегрированное с использованием презентацииВозраст детей: 6-7 летФорма непосредственной образова...

"Путешествие в Изумрудный город"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Б»«Путешествие в Изумрудный город». Цель: повторить и закрепить знания о звуке [З], [З’].Задачи: обучающие - продолжать учить различать согл...