Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кудряшова Ирина Ивановна

        Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

                                                в подготовительной к школе группе

                                                      «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

                                                                     

Цели:

1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Учить детей самостоятельно давать характеристику звукам.

2. Тренировать фонематический слух, совершенствовать звуковой анализ и синтез, придумывать слова с заданными слогами.

3. Закрепить правильный образ печатных букв алфавита, вычленять правильные буквы и прочитывать слова.

4. Составлять предложения по опорным словам, анализировать предложение.

5. Расширять словарь однокоренных слов.

6. Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, мышление, память.

7. Развивать творческие способности, воспитывать желание быть грамотными.

 

Оборудование:

Игровое поле для игры «Что? Где? Когда?»; конверты с буквами Ш, К, О, Л, А

с заданиями от сказочных героев; шарики с буквами; мозаика; разноцветные шарики со слогами; картинки домашних животных, домики по количеству слогов; с названиями животных; карточки («перепутанные буквы»); схема предложения; фломастеры; медали.

 

Ход игры:

На игровом поле лежат конверты с буквами. В середине поля волчок со  стрелочкой.

Логопед. Внимание! Внимание! Сегодня в подготовительной группе детского сада № 25 проводится игра «Что? Где? Когда?»

Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные герои – мы узнаем в ходе игры.

Итак, поприветствуем наших знатоков.

Дети называют свои имена и фамилии, подходят к игровому полю.

Право вращать волчок предоставляется Никите.

Ребёнок вращает волчок.

1.   Ребёнок. Стрелка указывает на конверт с буквой «К».

Логопед. Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, посмотрите на картинку; кому принадлежит банка с вареньем?

Дети. Карлсону.

Дети садятся за столы.

Карлсон. Уважаемые знатоки!

 Задание от Калсона: (корзина с пластмассовыми шариками ,на которых наклеены картинки).

Определите последний звук,  дайте характеристику звуку в слове.

Слова:

  • лопух ([Х] – согласный, твёрдый, глухой);
  •  чайник ([К] –  согласный, твёрдый, глухой);
  • трава ([A] – гласный);
  • заяц  ([Ц] - согласный, твёрдый, глухой, ).

Дети называют слова, определяют последний звук, дают характеристику каждому звуку.

Знатоки успешно справились с заданием и счёт становится 1:0.

 

2.  Второй ребёнок вращает волчок.

            Ребёнок. Конверт с буквой «А».

            Логопед. Посмотрите на картинку. Что это?

            Дети. Туфельки.

            Логопед.  Героине  какой сказки они принадлежат?

            Дети. Золушке.

            Логопед. Золушка против знатоков.

            Золушка. Уважаемые знатоки! Я очень люблю домашних животных. Но не знаю, в какие домики их поселить.

Задание:  По количеству слогов расселить животных по домикам.

 (Дети проходят за рабочие столы. )

Каждый ребёнок открывает свой конверт, называет своё слово, выбирает картинку, определяет количество слогов и заселяет животного в домик. Дети расставляют возле домиков картинки животных, объясняют, почему они заселили животного в этот домик.

3.   Третий ребёнок вращает волчок

   Ребёнок. Стрелка указала на конверт с буквой «О».

Логопед. Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

                 Бабушка девочку очень любила,

                 Красивую шапочку ей подарила,

                 Девочка имя забыла своё,

                 Ну, отгадайте как звали её?

Дети. Красная Шапочка.

Логопед. Красная Шапочка играет против знатоков.

 Красная Шапочка. Уважаемые знатоки! В азбуке произошла путаница. Буквы не могут разобраться, какие из них гласные, какие согласные. Помогите составить звуковую схему слова волк (один или на всех на всех разные слова)

 Назвать первый гласный звук в слове

Второй гласный звук в слове

Назовите сколько согласных мягких звуков в слове…

           

Знатоки справились с заданием и счёт становится 2:0.

           

            4.    Четвёртый ребёнок вращает волчок.

            Ребёнок. Стрелка указала на конверт с буквой «Л».

            Логопед. Внимательно прослушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задание.

            Звучит запись из мультфильма «Винии-Пух  и все, все, все», голос Пятачка: «А где мой воздушный шарик?»

            Логопед. Против знатоков играет Пятачок.

            Пятачок. Уважаемые знатоки! Как вы поняли, я очень люблю воздушные шарики. На моих воздушных шариках написаны слоги. Прочитайте слоги и составьте слова.

            Дети подходят к магнитной доске. Читают слоги, составляют слова.

РАКИ * БЫКИ * ЖАБЫ * КИСА* ЖАРА* ЛУЖА* САЖА *

Знатоки справились с заданием и счёт становится 3:0.

 

 

           

Знатоки справились с заданием и счёт становится 4:0.

 

5.     Пятый ребёнок вращает волчок

Физминутка: « Птица»

 Ребята отгадайте , кто вас приглашает на физминутку?

Внимание на экран. По первому звуку назовите слово.

Правильно : золотая рыбка.

 

 

            Логопед. Остаётся последний конверт с буквой «Ш», отгадайте загадку и узнайте, кто из героев играет против вас.

 

                                           С букварём шагает в школу

                                           Деревянный мальчуган.

                                           Попадает вместо школы

                                           В деревянный балаган.

                                           Как зовётся эта книжка?

                                           Как зовётся сам мальчишка?

            Дети. Буратино.

 

 

Театральная пауза. Ульяна (Слова театра).

Воспитатель: — Все понятно, подарил папа Карло Буратино азбуку, в школу отправил, а в школе сказали, что учебный год заканчивается, да и к школе он не готов. И вообще, что такое школа, для чего она нужна, он так и не понял. Поможем ему?

Дети /поможем/.

Дидактическая игра: «Поможем Буратино»

— как называется здание, где учатся дети? /школа/

— кто учит детей в школе? /учитель/

— Дети, которые учатся в школе? /ученики/

— Столы, за которыми сидят ученики? /парта/

— Книги? /учебники/

— Где хранятся ручка, карандаш? /пенал/

— Когда начинается учебный год? /1 сентября/

 

            Буратино. Карточка на экране.

Помогите Буратино  расшифровать слова.

На ваших столах карточки с  заколдованными  словами. Внимательно рассмотрите их. И по первому звуку составьте слово. Каждый прочитайте это слово.

            Логопед. Трудное задание, но знатоки не сдаются. Выполнили задание.

Знатоки  успешно справились  и счёт становится 5:0.

Но сначала мы постараемся расшифровать слово сказочных героев. На наших конвертах буквы. Какое слово, догадались? Дети расставляют конверты. Складывается слово ШКОЛА.

            Логопед. Впереди вас ждёт

            Дети. Школа.

            Логопед. И вы, будущие…

            Дети. Школьники.

            Логопед. И для школы необходимы школьные принадлежности. А пока мы ещё…

Дети. Дошкольники.

Логопед. Назовите слова-родственники к слову школа, они как одна семья, живут в ладошке. ) школа, школьники, школьные, дошкольники).  Дети проговаривают слова, загибая пальчики.

На нашем поле остаётся музыкальная пауза.

(Алёна).

Вручаю медали знатокам и предлагаю отдохнуть под музыку.

Дети удобно усаживаются в кресла, на диваны и слушают спокойную музыку.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

                                                в подготовительной к школе группе

                                                      «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

                                                                     

Цели:

1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Учить детей самостоятельно давать характеристику звукам.

2. Тренировать фонематический слух, совершенствовать звуковой анализ и синтез, придумывать слова с заданными слогами.

3. Закрепить правильный образ печатных букв алфавита, вычленять правильные буквы и прочитывать слова.

4. Составлять предложения по опорным словам, анализировать предложение.

5. Расширять словарь однокоренных слов.

6. Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, мышление, память.

7. Развивать творческие способности, воспитывать желание быть грамотными.

Оборудование:

Игровое поле для игры «Что? Где? Когда?»; конверты с буквами Ш, К, О, Л, А

с заданиями от сказочных героев; шарики с буквами; мозаика; разноцветные шарики со слогами; картинки домашних животных, домики по количеству слогов; с названиями животных; карточки («перепутанные буквы»); схема предложения; фломастеры; медали.

Ход игры:

На игровом поле лежат конверты с буквами. В середине поля волчок со  стрелочкой.

Логопед. Внимание! Внимание! Сегодня в подготовительной группе детского сада № 25 проводится игра «Что? Где? Когда?»

Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные герои – мы узнаем в ходе игры.

Итак, поприветствуем наших знатоков.

Дети называют свои имена и фамилии, подходят к игровому полю.

Право вращать волчок предоставляется Никите.

Ребёнок вращает волчок.

1.   Ребёнок. Стрелка указывает на конверт с буквой «К».

Логопед. Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, посмотрите на картинку; кому принадлежит банка с вареньем?

Дети. Карлсону.

Дети садятся за столы.

Карлсон. Уважаемые знатоки!

 Задание от Калсона: (корзина с пластмассовыми шариками ,на которых наклеены картинки).

Определите последний звук,  дайте характеристику звуку в слове.

Слова:

  • лопух ([Х] – согласный, твёрдый, глухой);
  •  чайник ([К] –  согласный, твёрдый, глухой);
  • трава ([A] – гласный);
  • заяц  ([Ц] - согласный, твёрдый, глухой, ).

Дети называют слова, определяют последний звук, дают характеристику каждому звуку.

Знатоки успешно справились с заданием и счёт становится 1:0.

2.  Второй ребёнок вращает волчок.

        Ребёнок. Конверт с буквой «А».

        Логопед. Посмотрите на картинку. Что это?

        Дети. Туфельки.

        Логопед.  Героине  какой сказки они принадлежат?

        Дети. Золушке.

        Логопед. Золушка против знатоков.

        Золушка. Уважаемые знатоки! Я очень люблю домашних животных. Но не знаю, в какие домики их поселить.

Задание:  По количеству слогов расселить животных по домикам.

 (Дети проходят за рабочие столы. )

Каждый ребёнок открывает свой конверт, называет своё слово, выбирает картинку, определяет количество слогов и заселяет животного в домик. Дети расставляют возле домиков картинки животных, объясняют, почему они заселили животного в этот домик.

3.   Третий ребёнок вращает волчок

   Ребёнок. Стрелка указала на конверт с буквой «О».

Логопед. Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

                 Бабушка девочку очень любила,

                 Красивую шапочку ей подарила,

                 Девочка имя забыла своё,

                 Ну, отгадайте как звали её?

Дети. Красная Шапочка.

Логопед. Красная Шапочка играет против знатоков.

 Красная Шапочка. Уважаемые знатоки! В азбуке произошла путаница. Буквы не могут разобраться, какие из них гласные, какие согласные. Помогите составить звуковую схему слова волк (один или на всех на всех разные слова)

 Назвать первый гласный звук в слове

Второй гласный звук в слове

Назовите сколько согласных мягких звуков в слове…

        

Знатоки справились с заданием и счёт становится 2:0.

        

        4.    Четвёртый ребёнок вращает волчок.

        Ребёнок. Стрелка указала на конверт с буквой «Л».

        Логопед. Внимательно прослушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задание.

        Звучит запись из мультфильма «Винии-Пух  и все, все, все», голос Пятачка: «А где мой воздушный шарик?»

        Логопед. Против знатоков играет Пятачок.

        Пятачок. Уважаемые знатоки! Как вы поняли, я очень люблю воздушные шарики. На моих воздушных шариках написаны слоги. Прочитайте слоги и составьте слова.

        Дети подходят к магнитной доске. Читают слоги, составляют слова.

РАКИ * БЫКИ * ЖАБЫ * КИСА* ЖАРА* ЛУЖА* САЖА *

Знатоки справились с заданием и счёт становится 3:0.

        

Знатоки справились с заданием и счёт становится 4:0.

5.     Пятый ребёнок вращает волчок

Физминутка: « Птица»

 Ребята отгадайте , кто вас приглашает на физминутку?

Внимание на экран. По первому звуку назовите слово.

Правильно : золотая рыбка.

        Логопед. Остаётся последний конверт с буквой «Ш», отгадайте загадку и узнайте, кто из героев играет против вас.

                                           С букварём шагает в школу

                                           Деревянный мальчуган.

                                           Попадает вместо школы

                                           В деревянный балаган.

                                           Как зовётся эта книжка?

                                           Как зовётся сам мальчишка?

        Дети. Буратино.

Театральная пауза. Ульяна (Слова театра).

Воспитатель: — Все понятно, подарил папа Карло Буратино азбуку, в школу отправил, а в школе сказали, что учебный год заканчивается, да и к школе он не готов. И вообще, что такое школа, для чего она нужна, он так и не понял. Поможем ему?

Дети /поможем/.

Дидактическая игра: «Поможем Буратино»

— как называется здание, где учатся дети? /школа/

— кто учит детей в школе? /учитель/

— Дети, которые учатся в школе? /ученики/

— Столы, за которыми сидят ученики? /парта/

— Книги? /учебники/

— Где хранятся ручка, карандаш? /пенал/

— Когда начинается учебный год? /1 сентября/

        Буратино. Карточка на экране.

Помогите Буратино  расшифровать слова.

На ваших столах карточки с  заколдованными  словами. Внимательно рассмотрите их. И по первому звуку составьте слово. Каждый прочитайте это слово.

        Логопед. Трудное задание, но знатоки не сдаются. Выполнили задание.

Знатоки  успешно справились  и счёт становится 5:0.

Но сначала мы постараемся расшифровать слово сказочных героев. На наших конвертах буквы. Какое слово, догадались? Дети расставляют конверты. Складывается слово ШКОЛА.

        Логопед. Впереди вас ждёт

        Дети. Школа.

        Логопед. И вы, будущие…

        Дети. Школьники.

        Логопед. И для школы необходимы школьные принадлежности. А пока мы ещё…

Дети. Дошкольники.

Логопед. Назовите слова-родственники к слову школа, они как одна семья, живут в ладошке. ) школа, школьники, школьные, дошкольники).  Дети проговаривают слова, загибая пальчики. 

На нашем поле остаётся музыкальная пауза.

(Алёна).

Вручаю медали знатокам и предлагаю отдохнуть под музыку.

Дети удобно усаживаются в кресла, на диваны и слушают спокойную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Комплексная обобщающая игра по обучению грамоте "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с], [з]»

В данном учебном материале закрепляется употребление дошкольниками в речи звуков [с], [з]. Сравниваются характеристики этих звуков, закрепляется навык звокового анализа, развивается внимание, логическ...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ЧТO? ГДE? КOГДA?»

ЦЕЛИОбразовательные:Cовeршeнствовaть умение рaзличaть на слух и в прoизнoшении звуки рoднoгo языкa. Oбoбщить и cиcтемaтизирoвaть у детей пoлученныe знaния o звукaх, буквaх, слoгaх, слoвaх. У...