Работа над словом как лексической единицей в период подготовки детей к школе
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Работа над словом в период подготовки детей к школе

 

     Необходимо, чтобы дети понимали разницу между словом как таковым и тем, что оно значит.

     Воспитатель: У меня на столе лежат груши. Что с ними можно сделать7

     Дети: Грушами можно угостить друзей и съесть. Груша сочная, сладкая.

     Воспитатель: А что можно сделать со словом «груша»? Его можно только произнести, если видишь грушу на картинке.

     Для свободного владения речью ребенок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, прилагательных, глаголов, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью.

     Воспитатель: Дети. Словами можно называть все, что мы видим вокруг. Давайте поиграем, я начну произносить фразу, а вы ее закончите:

Игра №1. Подскажи словечко

Вот козлик, маленькие рожки

И очень тоненькие …. Ножки.

 

В лесу, у небольшой горы

Я видел рядом две …норы.

 

Мышь схватила сыра корку

И бегом пустилась в …норку.

 

Врал Буратино – тут же рос

Длиннее у врунишки…нос.

 

На теле солнечный загар,

На свечке – восковой…нагар.

 

У людей на пальцах – ногти.

У зверей на лапах -… когти.

Ирина Лопухина

 

Игра № 2. Подбери нужное слово

Высоко на дубу сидит и каркает   Кто? (Ворона).

На лугу пасется…(Корова).

На огороде вырос большой зеленый …(Огурец).

У Вовы лопнул красный…(Шар).

Хорошо водит машину …(Шофер).

     Чем вы пользовались, помогая мне в играх, Что вам помогло  отвечать на вопросы?

     Дети: нам помогли СЛОВА.

     Воспитатель: Правильно. Вы произносили слова. Вы называли различные предметы. (Ворона, огурец, шофер, шар, когти). Но словами можно называть все, что видишь вокруг.

     Какими словами сказать про то, что может делать кошка? (Лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть , лежать, смотреть, стоять, ласкаться).

     Какими словами сказать про то, что делает щенок, когда ему дают кость?(Грызет, наслаждается, рычит, смотрит, боится, радуется, торопится).

     Слова, которые помогли нам рассказать про кошку и щенка указывали на их действия.

     В таких упражнениях воспитатель закрепляет в речи детей глаголы, необходимые для характеристики действий различных одушевленных и неодушевленных предметов, явлений и т.п. Каждый ребенок осознает их по-своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовлетворение от  удачно найденного слова..

     Слова, обозначающие признаки предметов целесообразно ввести в словарь детей с помощью зарисовок на прогулках, занятиях по изобразительной деятельности, во время игр, подготовки материалов для книжного уголка. Такие задания помогают детям правильно понимать значение термина «слово». Задача воспитателя – помочь ребенку правильно употреблять его при речевом общении со взрослыми и сверстниками.

     1. Находясь на веранде в дождливую погоду, воспитатель рекомендует детям «зарисовать» слова, называющие различное состояние погоды.

     Воспитатель: Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?

     Дети.Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…

     Воспитатель: Нарисуйте это на бумаге. Попробуйте выразить в рисунке то состояние погоды, которое обозначается этими словами.

     2. Педагог советует детям «зарисовать» слова, противоположные по значению выражению «погода сырая и дождливая».

     Воспитатель: Какие слова, относящиеся к хорошей погоде мы можем «зарисовать»?

     Дети: Солнечная, теплая, ясная…

     Воспитатель напоминает детям, что для описания погоды мы  использовали СЛОВА, которые отвечают на вопрос КАКАЯ?

     Воспитатель: А теперь сами приведите примеры слов, которые отвечают на вопросы «Какой? И «Что делает?»

     Язык – совершеннейшее орудие социального  общения людей – в наших условиях является могучим фактором развития культуры. Наши дети должны владеть этим орудием. Особенно актуально это становится в период подготовки к обучению грамоте в предшкольный период.

    

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над словом как  лексической единицей в период подготовки детей к школе

     Необходимо, чтобы дети понимали разницу между словом как таковым и тем, что оно значит.

     Воспитатель: У меня на столе лежат груши. Что с ними можно сделать?

     Дети: Грушами можно угостить друзей и съесть. Груша сочная, сладкая.

     Воспитатель: А что можно сделать со словом «груша»? Его можно только произнести, если видишь грушу на картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

«Совместная работа д/с и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»

«От того, как прошло детство,Кто вел ребенка за руку в детские годы,Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-От этого в решающей степени зависит,Каким человеком станет сегодняшний малы...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Использование игровых методов и приёмов при подготовке детей к школе»

Рассматривается вопрос о мотивационной подготовке детей к обучению в школе...

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Рабочая программа по курсу «От слова к букве» (модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность.Подготовка детей к школе» для дошкольников) для обучающихся 6-7 лет

Рабочая программа по русскому языку  для дошкольников  разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе&r...