Звонкий согласный звук [Ж], буквы Ж, ж.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Атаманова Светлана Николаевна

Конспект занятия, целью которого является знакомство детей со звуком [Ж], буквами Ж, ж, дать понятие, что звук - звонкий согласный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_i_zvuk_zh.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

НОД с детьми старшего возраста по теме: «Звонкий согласный звук [Ж], буквы Ж, ж».

Использованы образовательные технологии:

-здоровьесбережения

-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

-технологии ТРИЗ

                                                                         

                                                                                          Составитель: воспитатель

                                                                                          подготовительной группы

                                                                                               Атаманова Светлана Николаевна                                              

Санкт-Петербург

2018

Конспект непосредственной образовательной деятельности:

Звонкий согласный звук [Ж], буквы Ж, ж.

Цель:

Познакомить детей со звуком [Ж], буквами Ж, ж, дать понятие, что звук - звонкий согласный.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                  

- учить правильно произносить гласные и согласные звуки

- учить детей находить звук [Ж] в слова, определять звук на слух

- учить осуществлять звуко-буквенный анализ слов.

Развивающие:                                                                                                          

- развивать фонематический слух путём различия на слух звуков в словах,                              - развивать слуховое и  зрительное внимание, память, мышление, общие речевые навыки,                                                                                                        - развивать мелкую моторику кистей рук, умение пользоваться карандашом,   -формировать умение название буквы с изображением

Воспитательные:                                                                                                  

 - воспитывать умение у детей вслушиваться в свою речь и речь окружающих  - воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающая среда: магнитная доска, азбука большого формата, картинка с изображением жука, сюжетные картинки, картинки с изображением букв, карточки синего, зелёного и красного цвета, мяч, рабочие тетради, красный, синий, простой карандаши, колокольчик.

Содержание.

 Организационный момент.

Звенит колокольчик. Дети подходят к воспитателю, стоят вокруг педагога.

- Хочу вас пригласить уехать из зимы на летнюю полянку.

- Ребята, а как нужно вести себя на полянке и в лесу? (Тихо)

-Поиграем  игру «Найди свой домик» (в одном домике - красная карточка, в другом синяя и зелёная)

Раздаются картинки – буква, с одной стороны, с другой картинка с изображением животных и предметов летом на эту букву.

-Как вы думаете можно найти свой домик? (по цвету карточки,буквы бывают гласные и согласные)

(Дети говорят, что гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные синим-твёрдые или зелёным - мягкие)

Дети находят свой домик и рассказывают, как называется у них буква, как звучит звук и что изображено на картинке.

С этими буквами и звуками мы уже знакомились. Хотите познакомиться с новой буквой и звуком

-Отгадайте загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, узнаете… Загадки:

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, жужжу, когда кружусь (жук).

Шея, как стрела у крана, Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложиться …(жираф).

Ночью ходит, днём он спит, этот зверь какой-то странный, если сердится – ворчит. Он живёт в лесу дремучем, сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? Ну, конечно, это — … (ёжик).

Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.

-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется в каждом слове? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие.

- Мы сегодня будем говорить о звуке [Ж] и букве Ж.

А кто изобразит, как жук жужжит?

воспитатель держит в руках картинку с изображением жука.

-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.

Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.

- А теперь давайте расскажем об этом звуке.

Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.

-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.

Характеристика звука Ж.

- Что вы можете сказать об этом звуке? (он согласный, звонкий, всегда твердый)

Игра с мячом «Назови слово где есть звук [Ж]»

Молодцы ребята, сядем на ковёр

- Мы с вами  поиграем в игру «Доскажи словечко»

Вяжет мама длинный шарф

потому что сын ... (Жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по … (животикам)

Лейся дождь веселый,

мы с тобою дружим

Весело нам бегать босиком по (лужам).

Лежебока рыжий кот отлежал себе... (живот).

-Чтение сказки Г.Юдина «Жадная жаба»

-Запомните слова со звуком [Ж],которые встречаются вам в сказке.

Физкультурная минутка «Жук»

На лужайке, на ромашке (развести руки круговым движением, собрать пальцы обеих рук щепотью и раскрыть их)

Жук летал в цветной рубашке (рисование жука в воздухе, сделать махи кистями рук, пальцы собрать в щепоть и раскрыть их)

Жу- жу-жу, жу-жу-жу (рисование жука в воздухе рукой, рисование жука ногой.)

Я с ромашками дружу (показать на себя, пальцы щепотью и раскрыть их, обеими руками пожать самому себе обе руки)

Тихо по ветру качаюсь (покачивающие движения раскрытых рук) (сложить кисть щепотью и наклонить их)

Низко, низко наклоняюсь.

-Дети садятся за столы.

-Характеристика звука Ж согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в дом.

Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.

Воспитатель говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.

- Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Чтение стихотворения:

-Эта буква широка,

 И похожа на жука.

 И при этом точно жук,

 Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж!

(С. Маршак)

В рабочих тетрадях пишут букву Ж - большую и маленькую.

-Обведите букву по контору,

-Напишите букву по точкам,

-Сами напишите эту букву

Итог занятия.

-Ребята, давайте теперь вспомним и расскажем, какой ж звук.

2-3 ребёнка дают характеристику звуку [Ж].

Что вам понравилось на занятии?

Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:

-Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, чётко, правильно

Я говорить ХОЧУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с буквой «З» и звонким согласным звуком [з]».

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте  в старшей группе общеразвивающей направленности. Цель:  знакомство детей  с буквой «З» и звонк...

Речевые физкультминутки на звонкие согласные звуки Б, Д, Г

Предлагаются тексты речевых физкультминуток для использования на логопедических занятиях при прохождении звонких согласных звуков Б, Д, Г....

Дифференциация глухих и звонких согласных звуков: Ш-Ж (живое-неживое) (картинный материал)

Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнку следует определить, какой звук находится в названии каждого предмета: Ш или Ж и соединить картинку с соответствующей буквой линией, а также выполнить до...

Дифференциация глухих и звонких согласных звуков при словоизменении: Ш-Ж (назови ласково)

Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнку следует соединить линией одинаковые предметы разной величины и назвать их правильно....

Фронтальное занятие по знакомству с новым согласным звуком и буквой. Тема: «Звук Г. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....