Занятие по грамоте в подготовительной группе "Сказка о звуках"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Васюнина Ева Андреевна

Цели:

Учить определять гласные и согласные звуки в словах, придумывать слова, определять позицию звука в словах, делать звуковой анализ слов: кот и кит.

Подбирать правильно схемы к картинкам-словам,  делить слова на слоги, составлять цепочку слов, учить ориентировке на листе бумаге в клетку.

Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

 Воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_gramote.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Цели:

Учить определять гласные и согласные звуки в словах, придумывать слова, определять позицию звука в словах, делать звуковой анализ слов: кот и кит.

Подбирать правильно схемы к картинкам-словам,  делить слова на слоги, составлять цепочку слов, учить ориентировке на листе бумаге в клетку.

Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

 Воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений о дружбе,  повторение пословиц и поговорок,  заучивание стихотворений о звуках, изготовление билетов для занятия.

Оборудование: Карточки-схемы слов, фишки - красные, синие, зелёные, карандаши цветные, альбомный лист, волшебная палочка.

Ход занятия :

1.  Вос-ль: Ребята, чтобы пройти на занятие, надо получить билет. А билет вас дадут за правильный ответ.

Вова контролёр. Он называет звук, а вы определяете какой он гласный или согласный?  Вова даст нужный билет (красный или синий), пропустит вас на занятие.

Дети проходят и встают в круг.

Вос-ль: Слов очень много и все они звучат по разному. Вот что написал о словах в стихотворении  "Цветные слова" поэт Сапгир.

Ребёнок читает стихотворение.

 У травы- зелёные слова

И слышны они едва-едва.

А у ветра синие слова,

И от них кружится голова.

А у солнца -

Столько ясных слов,

Красных пятен

Золотых стихов.

Всех друзей сегодня я зову

Слушать солнце, ветер и траву.

2. В. А сейчас Аня приглашает всех поиграть:

Аня:

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

 На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

 В.  Давайте угостим друг друга "вкусными" словами.

Ребёнок называет "вкусное" слово и "кладёт" в ладошку соседу. (арбуз, клубничка, конфетка).

В. Молодцы! Много назвали слов.

Дети проходят  на свои места.

3. Сказка о звуках.

В. Сейчас послушайте сказку о звуках.

В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем крохотная. В ней был всего 31 житель. Их никто не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами :А, У, Ы, И, Э, О. Им подпевали Я, Ё, Е, Ю. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали  волшебные песни.

Мы тоже можем петь вместе с ними.

В. называет гласный звуки, ребёнок повторяет и поднимает красный флажок.

А, О, М, И, Р, С, У.

4. Дети рассказывают стихотворение о гласных звуках.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

5.Определение места звука в словах.

Игра: "Поймай первый звук".

Карандаш, матрёшка.

Назови последний звук: телефон, крот.

Какой звук вы слышите в середине слова?

Мак, мир, ток, сон.

6. Звуковой анализ слов: кот и кит.

Картинка-схема  кот.

Кто это? Кот. Сколько слогов в слове кот? 1

Какой первый звук? Как он произносится? ( твёрдо).  К -твёрдый согласный, синяя фишка.

Какой  звук вы слышите в середине слова? Как произносится этот звук? (легко и свободно).  О - гласный, красная фишка.

Какой звук вы слышите в конце слова? Как он произносится? (твёрдо) Т - твёрдый согласный, синяя фишка.

Давайте все вместе прочитаем слово по схеме. Кот.

Также разбирается слово Кит.

 В. Как произносится звук К в слове кот? (твёрдо).

  Как произносится звук К в слове Кит? (мягко). Какую мы фишку ставим если звук произносится мягко? (зелёную).

7. В гости к детям приходят Буратино и  Мальвина  (дети).

В. К нам пришли гости. Дети здороваются.

Мальвина обращается к детям с просьбой.

Буратино такой не внимательный, он все схемы перепутал.

Помогите исправить его ошибки. Дети делятся на 4 команды.

Соревнование: Чья команда быстрее выполнит задание.

Мальвина с Буратино  проверяют и приглашают детей играть.

8. Дети встают в круг.

Вспомните слово - прохлопайте его, сколько слогов? Прошагайте его, простучите.

Игра "Цепочка слов", дети передают палочку по кругу - арбуз, зонт, танк, кит, ток.

9. Пальчиковая гимнастика.

Жили-были 3 пингвина: Пик, Пак, Пок.

Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок. (повторить 2 раза).

Кончик большого пальца последовательно касается остальных.

Упражнение "Погладим котёнка".

Плавные движения. Поглаживания выполняются сначала одной рукой, потом другой.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

10. Ориентировка на листе бумаги.

Дети, посмотрите, какое красивое солнышко весёлое, лучистое.

Буратино, расскажи стихотворение про солнышко.

Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! -

Сказало.

_ Доброе утро! -

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Мальвина предлагает нарисовать солнышко.

Дети рисуют солнышко.

Мальвина рисует весёлое солнышко, а Буратино - грустное.

В. спрашивает: какое солнышко? (весёлое, лучистое, яркое, доброе, грустное).

11. Работы выставляются на стенде.

В. Посмотрите сколько солнышек вы нарисовали. В группе стало сразу светлее.

В. Солнышко нужно всем:

Маленькому жучку и божьей коровке,

и птичке - синичке, и зайчику, и мишке косолапому

 и всем детям на нашей  огромной планете.

 От солнышка становится светло и весело.

Давайте споём песенку про солнышко.

Песня «Солнышко смеётся».

Автор текста (слов): Векшегонова И. 

Композитор (музыка) Ханок Э. 

1. Дружат ветер и волна А а а а,
Дружат звёзды и луна А а а а.
Дружен лес и дружен луг,
И река им тоже друг.
Дружен лес и дружен луг,
И река им тоже друг.

 Припев: Солнышко смеётся,
Ярко светит детям.
В каждой песне солнце,
В каждом сердце песня!
2. Песня, песня. А а а

Дружат все в стране у нас А а а а,
И Камчатка и Кавказ  А а а а.
Ты мой брат и я твой брат,
Подружиться каждый рад.
Ты мой брат и я твой брат,
Подружиться каждый рад.

 Припев: Солнышко смеётся,
Ярко светит детям.
В каждой песне солнце,
В каждом сердце песня!
3. Песня, песня. А а а

Дружат в море корабли А а а а,
Дружат дети всей земли А а а а.
Мы живём не для войны,
Люди дружбою сильны!
Мы живём не для войны,
Люди дружбою сильны!

Припев.
Песня, песня. А а а

Дружат ветер и волна А а а а,
Дружат звёзды и луна А а а а.
Дружат в море корабли, А а а а,
Дружат дети всей земли. А а а а.

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква "Ф".

Знакомство со звуком и буквой "Ф", выполнение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию фонематических процессов, расширению активного и прассивного словаря, формированию навыка чтения....

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...