Тема: «Звук «ж». Буква «Ж»»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Некрасова Татьяна Владимировна

Познакомить детей с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: «От рождения до школы»

Группа: старшая

Тема: «Звук «ж». Буква «Ж»»

Цель: создание благоприятных условий для знакомства со звуком и буквой «Ж», «ж», научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

  1. Воспитательные:  воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов, воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
  2. Развивающие: развивать связную речь согласно нормам русского языка, развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности,  развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
  3. Образовательные: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
  4. Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Активизация словаря: буква «Ж», звук «ж», слова с буквой или звуком «Ж», «ж».

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование: доска, мел, касса букв, слоговые таблицы.

Демонстрационный материал: иллюстрации по теме занятия, карточки со словами по заданно теме, изображение буквы «Ж».

Раздаточный материал: мячи, палочки.

Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, физкультминутка, работа с индивидуальными карточками.

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

  1. Организационный этап:
  1. Приветствие:

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

  1. Проверка готовности детей:

Собрались сегодня снова,

Все к занятию готовы!

Будем весело играть

И друг другу помогать!

  1. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации: артикуляционная гимнастика:

 «Слоник»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

А потом их отпускаю

И на место возвращаю

 «Чашка»

Язык лопаткой положи

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем,

А края к зубам прижмем.

Дыхательное упражнение «Трубач»

«Тру-ру-ру, бу-бу-бу

Подудим в свою трубу.

Чтение слоговой таблицы.

ВА  СА  МА  ЛА  ДА

ВО  СО  МО  ЛО  ДО

ВУ  СУ  МУ  ЛУ  ДУ

ВЫ  СЫ  МЫ ЛЫ ДЫ

  1. Основной этап:

1. Сообщение темы занятия. Беседа.

В.:  Ребята отгадайте загадку:

Шесть ног без копыт, летит – жужжит,

Упадет, в землю ползет.

Д.: Жук

В.: Как можно назвать маленького жука?

Д.: Маленького жука можно назвать – жучок.

В.: Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они?

Д.: Нескольких жуков можно назвать – жуки.

В.: Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите?

Д.: Первый звук слышится «Ж».

2. Характеристика звука «Ж»

В.: Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнесите: Ж-Ж-Ж.

Д.: Ж-Ж-Ж

В.: Ребята, гласный или согласный звук «Ж»?

В.: Ребята, как вы думаете, какие отличие гласных звуков от согласных.

Д.: Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает, а согласные не тянутся, и когда согласный звук проговариваешь, во рту как будто что-то мешает.

В.: Предлагаю, все вместе произнести чистоговорку:

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа

Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,

Жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

Д.: Повторяют вместе с воспитателем.

3. Игра «Назови ласково»

В.: Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.

флаг – флажок                  шаг - шажок

снег – снежок                   пирог - пирожок

берег – бережок                круг - кружок

друг – дружок                   утюг - утюжок

сапог - сапожок                творог – творожок

  1. Игра «Кто внимательный?» 

В.: Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.

Слова: ужи, морж, кошка, журавли, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, лиса, жук, карандаш.

Д.: отвечают по – одному подняв руку.

  1. Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

  1. Продолжение знакомство с буквой «Ж».

Воспитатель: Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?

Это буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук  Ж  -  Ж  -  Ж  -  Ж.

- На что похожа буква Ж?

В.: У вас на столах лежат наши мячики помощники. Поиграем с ними:

Ходит ёжик вдоль дорожек,

По лесу, по лесу.

И колючками своими

Колется, колется.

А я, ежику, ежу

Ту тропинку покажу.

Где катают мыши,

Маленькие шишки.

Выкладывание буквы из палочек. Печатанье буквы «Ж».

7. Упражнение с разрезной  азбукой, составление и преобразование слогов.

В.: Открываем кассу букв, попробуем составить слоги.

Игра «Договори слова»

ле

бро

хо

гля

дру                      жу

ви

ре

вя

ма

бу

III Заключительный этап:

  1. Подведение итогов. Рефлексия:

В.: С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?

Д.: Сегодня мы познакомились «Ж», буква «Ж» обозначает звук «ж».

Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква Ж:

Жа         жи      лак      кот

Жук      жар     тук     мороз

Лужа    Жора  стук    лимон

В.: Ребята, посмотрите перед вами лежат солнышко и тучка, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам  все было понятно. Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку.

2. Оценка деятельности воспитанников:

В.: Молодцы ребят! Вы сегодня работали активно, смотрю все себя на занятие чувствовали комфортно, так как выбрали солнышко! Ребята, а что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?

Д.: ответы детей, что больше всего понравилось и что запомнили.