НОД "Путешествие в страну звуков" для детей старшего возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте по теме

Русскис Ирина Владимировна

Конспект по разделу программы "Основы первоначальной грамоты" для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_gramote.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Путешествие в страну  звуков».

ЦЕЛЬ: закрепление  знаний  детей по основам первоначальной грамоты.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                 - закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;                                                                                - совершенствовать умения в звуковом анализе слов, в образовании новых слов, в составлении предложений из трех слов, называя 1-е и 2-е, в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей,

- развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.

 Воспитательные: 

- воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты,  способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Образовательная среда:

Предметно - практическая среда: конверт с письмом, кукла-Буратино , указка, карточки с буквами, словами, схема предложения.

Ход занятия

1.Вводно-мотивационная часть:

 Воспитатель:

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи, мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

Будем четко говорить и писать старательно.

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? Ответы детей ( о звуках)

Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? ( ответы детей) А проводит нас туда, ваш друг – Буратино.

Воспитатель:-Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград.

Воспитатель: Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными).

Воспитатель: Давайте вспомним как называются звуки, которые  во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? ( твердые и мягкие). Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные - синими, мягкие согласные - зелеными).

Воспитатель: Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! А теперь поиграем в игру «Большой и маленький брат». Вы называете твердый согласный звук «П», а потом называете его мягкую пару.    

Воспитатель: А теперь давайте поиграем наоборот, сначала мягкий согласный звук, а потом его  твердую пару («КЬ»- «К»; «СЬ»- «С»).

2. Основная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята, интересно, а что это за конверт.  Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране звуков.

Воспитатель: А вот вы мне скажите, что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).

Воспитатель: Правильно, а теперь предлагаю поиграть в игру "Подбери слова со слогом". Детям предлагается  слог,  по которому придумываются слова.

"МА": мама, машина ,комар, масло, макароны, малина, малыш, март….

"ЛИ": лимон, лимонад, калина, лиана, листья, линейка, лилипут….

"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель: Хорошо, а с помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов) 

Воспитатель: Давайте выполним следующее задание из конверта. А тут загадка: Не куст, а с листочками                            

Не рубашка, а сшита.                                                                                                      

Не человек, а рассказывает ( книга)

Воспитатель: Правильно, нам нужно   провести  звуковой анализ слова  КНИГА.

(Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок  у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называя их изолированно (к,нь,и,г,а), давая характеристику каждому звуку)

1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),

 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),

3-й звук – «И», гласный  (ставит красную фишку),

4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)

5-й звук- «А», гласный (красная фишка),

Ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).

Воспитатель: Какие гласные в слове книга? (и, а)

Воспитатель: Какой ударный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет  звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно.

Воспитатель: Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й  твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).

Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей" над головой),

Там живет веселый гномик (руки на пояс, повороты влево - вправо),

Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),

В колокольчик позвоним (прищелкивание пальцами).

Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),

Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).

В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),

На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),

Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),

На столе тарелка с вилкой.

 И блины горой стоят (хлопки руками),

Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).

(после физ. минутки дети замечают, что на столе лежат карточки - схемы слов  и игрушки, проводится игра «Подбери слово к схеме»)

Воспитатель: Ну, что Буратино, понял, как образуются слова? Давайте посмотрим следующее задание (вынимает из конверта листок, на котором нарисована схема предложения из 3 слов).

Воспитатель: Ой, ребята, а это что за абракадабра такая? (ответы детей) (Вспоминают, что вертикальной чертой  в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).

Воспитатель: Составьте предложение со словом книга, которое бы подходило к этой схеме.

Воспитатель: А теперь предлагаю игру «Живые слова».

3.Рефлексивный этап:

- Ребята, мне очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Буратино желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с презентацией по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи». (старший возраст)

формировать образную речь.- учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.- совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать сущест...

Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи) (старший возраст

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи:-пони...

"Путешествие по космосу" для детей старшего возраста

Воспитатель: К нам упала звездочка с неба  и принесла с собой письмо. Давайте посмотрим, кто же это к нам отправил такое интересное письмо.Воспитатель: Мои хорошие девочки и мальчики. Приглашаю в...

Игра ходилка - бродилка "Путешествие по городу" для детей старшего возраста

Игра ходилка - бродилка "Путешествие по городу", для детей старшего возраста...

Оздоровительный досуг "Путешествие на самолётиках" для детей старшего возраста.

Оздоровительный досуг "Путешествие на самолётиках" для детей старшего возраста....

Календарно-тематическое планирование по теме проекта "Путешествие в страну Знаний" для старшего возраста.

Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств у детей, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад и школу. Чтобы жизнь детей  была интересной, насыщенной...