«В поисках весны» Занятие по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Дерменжи Лариса Георгиевна

 

 Цель: закрепление и систематизирование  представлений о весне и ее приметах.

Задачи.

Образовательные:

  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • согласование числительных с существительными;
  • образование существительных    в родительном падеже; 
  •  образование однокоренных слов;
  • совершенствование навыка составления описательного рассказа.

 

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    «В поисках весны»

 Занятие по развитию речи  в старшей  группе  общеразвивающей  направленности.

педагог: Дерменжи Л.Г.

 Цель: закрепление и систематизирование  представлений о весне и ее приметах.

Задачи.

Образовательные:

  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • согласование числительных с существительными;
  • образование существительных    в родительном падеже; 
  •  образование однокоренных слов;
  • совершенствование навыка составления описательного рассказа.

          

Развивающие:

  • развитие связной речи, зрительного и слухового внимания,

                      мышления, координации речи с движением.

Воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

                       доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

C:\Users\1\Pictures\0_12339a_2be8b0a7_orig.png

Ход занятия:

Звучит весенняя музыка

Заходят дети становятся в круг.

Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Вот и к нам пришла весна.

    Звук смс .

Воспитатель.  Ой, подождите секундочку. Кто – то мне пишет. Хотите я и вам почитаю.

- Здравствуйте ребята, я приглашаю вас всех в лес в ручейке  пускать кораблики.   Как вы думаете от кого это письмо. Это любимое развлечение ребят и я приготовила для вас сюрприз.  

В стороне укрыт тазик,  внутри искусственный снег, воспитатель подает корзину с корабликами, подарок от весны.

Ребята,  почему у нас не получилось пустить кораблики?..  Кто же мог так нахулиганить?..  В какое время года выпадает снег?.. Опишите снег,  он какой?.. Что можно делать,  когда на улице снег?..

Педагог находит письмо.

-Ребята,  помогите,  зима меня заперла в темницу, и я не могу выполнить свои весенние обязанности. Вам необходимо отправиться в лес и помочь всем жителям приготовиться к весне.

Правила поведения в лесу.

  Солнце спряталось за тучами.

Чтобы весна  наступила  необходимо, чтобы светило солнышко. Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)

 Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…

Солнце (какое) - яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…

•    Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)

•    Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)

•    «зайчик» какой? (солнечный)

•  Какой сегодня день?

Нет на небе чего?

Ребята вот мы и спасли солнышко.

  1. Если солнце светит, что произойдет со снегом?

Что появится ручей? Проталины? Как называется островок в снегу, где снег уже растаял? (проталина)  Как назвать проталину ласково? (проталинка)

 Д: - Место, где стаял снег и открылась земля.

В:-  Реб.угадайте, какой цветы выросли первыми на проталине:

      Первым вылез из землицы

       На проталинке.

       Он мороза не боится,

       Хоть и маленький.

Д:- Подснежники.

В: - реб, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и  опишите ее.    (Д. считают свое количество и называют) (согласование числительных с существит.)

Д:- на моей проталине выросло два голубых подснежника, три и т.д.

  1. Что согрел луч?

Д:- дерево.

В:- Реб. покажите и  назовите, из каких частей состоит дерево?

     (Д. показывают и называют)

Д:- Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.

В:- А чего не хватает на нашем весеннем дереве?

Д:- Не хватает листьев.

В:- реб. подарим  нашему дереву  листья и назовем свой листик красивым словом.

      (Д. берут листик и приклеивают на ветви дерева).

Д:- Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий,  мой листик молодой, мой листик  дубовый, березовый, и т.д.

В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело листвою.

А если много деревьев вместе растут как местность территорию можно назвать одним словом (лес) Как вы думаете лучику в лесу что необходимо сделать

В:- Реб. если вы отгадаете загадку,

  4)      Ходит летом косолапо,

        А зимой сосет он лапу.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Заяц а ему мы чем можем помочь.  Он же не спал. Что у него должно произойти весной. В:

Д:- Медведь

В:- Реб. назовите медведю медвежьи слова, а помогут

Д:- Медведище, медвежата, медвежонок, медведица,  медвежоночек,  медвежий, медвежьи, медвежья и т.д.

Медведь какой? Большой  А заяц какой? Маленький

У медведя уши какие? А у зайца?

Лапы  у медведя какие?  А у зайца?

Если у медведя большие лапы их как можно назвать? лапище

Если у зайца маленькие лапки лапочки

Детенышей как ?

Если нет у медведя детенышей? Как можно сказать. Нет кого?

5)-  Волшебный лучик помоги ,

        Нам дорогу укажи.

     (В. светит на волнистую дорожку, на полу)

В:- реб. угадайте, что согрел лучик?.

      В голубой рубашке

      Бежит по дну овражка.

Д:- ручей.

В:- Назовите ласково наш ручей.

Д:- ручеек, ручеечек.

В:- реб. давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

      К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс;

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились дальше за весной.

В:- реб смотрите камушек. Поиграем?

       Камушек друг другу передай

       Что делает весенний ручеек,  называй!

Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет.

В:- Молодцы

     

      Волшебный лучик, помоги

      Нам дорогу укажи.

6)    

 (В светит фонариком на картинки с изображением насекомых)

В:- реб. кого согрел луч?

Д: - насекомых.

В:- Мальчики выберите себе насекомое которое не летает, а девочки, которые летают и  назовите их со словом «много». (образование сущ. в родит. падеже)

Д: - бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.

В:- Молодцы

      Игра

В:- реб. а хотите поиграть с лучиком?

      Огонек, поиграй с ребятами дружок.

  (В. светит фонариком в разные стороны групповой комнаты и на предметы, дети водят  глазами и говорят где находиться свет)

В: - Где огонек?

Д:- На потолке, под столом, на стуле, на полу, в шкафу и т.д.

В:- немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.

   7)

     Волшебный лучик помоги, помоги

     Нам дорогу укажи.

     (В. светит на картинку с изображением скворечника)

В:- реб. кого согрел луч в этом домике?

Д:- скворца.

В:- А как вы догадались?

Д:- Потому что этот домик называется скворечник.

В:- А что вы знаете про эту птицу? Расскажите, а помогут вам схемы.

     (Дети описывают птицу)

В:- Молодцы

Мнемотаблицы.

Описание картины.    Наступила весна. Стало ярче светить солнце. Тает снег  и лед на речке. На ветках деревьев появляются  почки. Птицы прилетают с юга  или с теплых краев. Они вьют гнезда.

Весной солнце…(греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем…(тают, капают)

 Весной ручьи…(бегут, журчат, звенят)

Весной птицы…(возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнезда…(вьют, строят, делают)

Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка…(пробивается, растет, зеленеет)

Весной на деревьях почки…(набухают, лопаются)

  Теперь можете пускать кораблики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришла Весна. (занятие по развитию речи и рисованию для детей подготовительной группы)

Цель: обобщение и систематизация знаний о сезонных изменений в природе весной. Задачи: Уточнить знания и представления детей  о сезонных  изменениях в природе;Закрепить названия весенних мес...

Признаки весны. Занятие по развитию речи для старшей группы

Цели: Закрепление знаний о временах года, их последовательности, изучение признаков весны, развитие речи, обогащение словарного запаса.Занятие включает в себя загадки, словесные игры, пальчиковую игру...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...

Конспект занятия по развитию речи "В поисках Волшебницы весны"

Закрепление представлений у детей  о весне и ее приметах....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе №7 «Непоседы» (с применением пальчиковой гимнастики) Тема занятия «Весна идет, весне дорогу»

Цель: развитие связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с ...

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. Тема: «Маша в поиске весны»

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Весна идет, Весне дорогу» (Занятие – развлечение) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражняя в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Задачи:Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведен...