"Урок грамоты в школе"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Сорока Алла Григорьевна

УРОК  ГРАМОТЫ  В  ШКОЛЕ.

Цели: дать представление о школе.

Задачи: закрепить понятие о школьных принадлежностях; продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; совершенствовать умение делать звука – буквенный анализ слов, находить определенный звук в словах,  уметь определить его место, составлять схемы предложений из трех, четырех или пяти слов, развивать память, внимание; повторить речевые звуки,  расширить словарный запас, развивать быстроту реакции; закрепить  у детей умение ориентироваться в пространстве; продолжать формировать знания детей о правилах дорожного движения, вызвать желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; воспитывать интерес к отгадыванию загадок.

Воспитатель предлагает встать всем вкруг:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!!!

В- ребята, мы с  вами  в какой группе?

Д- в подготовительной группе.

В – куда мы с вами готовимся?

Д – в школу.

В – а вы любите играть в школу?

Д -  очень!

В – вот я вам сегодня предлагаю поиграть в школу. Где дети получают знания?

Д – на уроке.

В – хотите стать учениками,  побывать на уроке? Отвечать на вопросы учителя? (ответы детей)

Тогда я буду учителем, а вы учениками. И так, звенит звонок на урок! ( звенит колокольчик, который приглашает детей на урок).

Воспитатель приглашает подойти детей к столу, где расположены школьные принадлежности.

  У (в)- что мы видим с вами на столе? (тетрадь,  пенал, карандаш, ручка, азбука, портфель), как назовем  другими словами (школьные принадлежности)

Кому принадлежат эти предметы? (ученику), что он с ними будет делать?

Д – ручкой писать в тетради, азбуку – читать, а все это будет сложено в портфель.

У (в)- правильно. Вот я предлагаю  вам сделать звука - буквенный анализ слова  «азбука».

Давайте разберем его

а) сколько звуков в этом слове (6)

б) сколько букв в слове (6)

 в)  сколько гласных (3), сколько согласных (3),

  г) сколько слогов (3),

  д) какой первый слог (аз), какой второй (бу), какой третий слог (ка)

У(в) – молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопрос. И я как, учитель хочу поставить вам всем пятерки.

А теперь давайте посмотрим, какое же задание еще ждет вас на этом уроке .

(на другом столе лежат картинки с изображением продуктов ( хлеб, сахар, мука, орехи, консервы, апельсин, петрушка, баранки, яблоко, конфеты, печенье, сметана, молоко, кефир, коктейль, рыба, сыр)

У(в)- ребята, задание такое:  надо выбрать из

этих продуктов, те продукты, в названии которых есть звук «Е»,определить,  где он стоит и где эти продукты можно приобрести.

дети приступают к работе, и каждый ребенок  доказывает, почему он взял

 ту или иную картинку

(ответы детей: хлеб, орехи, конфеты, апельсины, коктейль, кефир, печенье, сметана, петрушка)

Приобрести эти продукты можно в продуктовом магазине, а продает эти продукты продавец.

У(в)- ребята, слово «продавец» надо нам выложить

буквами на наборном полотне (дети выполняют задания).

У(в)- замечательно! Как вы быстро справились с заданием! Вам  всем  «5».

У(в)- ну, что ж, давайте поинтересуемся следующим заданием (задание в конверте)

Воспитатель берет конверт и читает : «Ребята, покажите, пожалуйста, свой путь в школу . Дорога эта не проста, и полна неожиданностей.

Избежать опасности может лишь тот, кто хорошо знает правила дорожного движения. Покажите с помощью фишки и простого карандаша свой путь к школе. Опасные участки ( переход улицы) покажите красными кружками (фишками). Вспомните и назовите правила перехода улицы. (детям предлагается схема маршрута о т дома до школы с пересечением улиц)

У(в)- все хорошо, вы и здесь справились с заданием.

А теперь колокольчик звенит и зовет детей на перемену. Предлагается провести игру «Кто как разговаривает» ( детям поочередно бросается мяч, называя животных, а дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подает голос:

                           змея (шипит ш-ш-ш)

                           тигр (рычит р-р-р)

                            комар (пищит з-з-з)

                            волк (воет у-у-у)

                            собака (лает гав-гав-гав)

                             утка (крякает кря-кря-кря)

У(в)- вот и закончилась перемена, а у нас с вами еще одно задание. Это задание тоже лежит в конверте. Давайте его прочитаем. «Ребята, вот еще одно вам задание. У меня здесь записаны загадки по сказкам.  Попробуйте их отгадать. И придумать предложения с этими словами и составить схему своего предложения. Составила вам письма и эти загадки сказочница Варвара-краса.» Попробуем его выполнить?

Д- да!

У(в)-Слушайте внимательно! Надо отгадать загадки по сказкам:

 

Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья( Три поросенка) … 
 

Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки 
Кушать не велит.( Маша и медведю)
 

На сметане он мешен.На окошке он стужен.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
От лесных зверей удрал,
На обед лисе попал.(колобок)


Маленькая девочка
По лесу идет.
Бабушке в корзинке
Пирожки несет,
За кустами прячется
Очень страшный зверь
Кто же эта девочка?
 (Красная Шапочка)
 

Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке (Репка)…
 

Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла. (Золушка)

(когда ребята отгадали загадки, предлагаю им сесть за столы и выложить схемы своих предложений, где есть названия героев сказок. Спросить несколько детей, чтобы «прочитали» свои предложения. У остальных зрительно просмотреть, похвалить).

У(в)- ребята, вы молодцы!  Вот и прошел  наш урок в школе! Вам понравился наш урок? Что больше всего? Почему?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_grammoty_v_shkole.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                      УРОК  ГРАМОТЫ  В  ШКОЛЕ.

Цели: дать представление о школе.

Задачи: закрепить понятие о школьных принадлежностях; продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; совершенствовать умение делать звука – буквенный анализ слов, находить определенный звук в словах,  уметь определить его место, составлять схемы предложений из трех, четырех или пяти слов, развивать память, внимание; повторить речевые звуки,  расширить словарный запас, развивать быстроту реакции; закрепить  у детей умение ориентироваться в пространстве; продолжать формировать знания детей о правилах дорожного движения, вызвать желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; воспитывать интерес к отгадыванию загадок.

Воспитатель предлагает встать всем вкруг:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!!!

В- ребята, мы с  вами  в какой группе?

Д- в подготовительной группе.

В – куда мы с вами готовимся?

Д – в школу.

В – а вы любите играть в школу?

Д -  очень!

В – вот я вам сегодня предлагаю поиграть в школу. Где дети получают знания?

Д – на уроке.

В – хотите стать учениками,  побывать на уроке? Отвечать на вопросы учителя? (ответы детей)

Тогда я буду учителем, а вы учениками. И так, звенит звонок на урок! ( звенит колокольчик, который приглашает детей на урок).

Воспитатель приглашает подойти детей к столу, где расположены школьные принадлежности.

  У (в)- что мы видим с вами на столе? (тетрадь,  пенал, карандаш, ручка, азбука, портфель), как назовем  другими словами (школьные принадлежности)

Кому принадлежат эти предметы? (ученику), что он с ними будет делать?

Д – ручкой писать в тетради, азбуку – читать, а все это будет сложено в портфель.

У (в)- правильно. Вот я предлагаю  вам сделать звука - буквенный анализ слова  «азбука».

Давайте разберем его

а) сколько звуков в этом слове (6)

б) сколько букв в слове (6)

 в)  сколько гласных (3), сколько согласных (3),

  г) сколько слогов (3),

  д) какой первый слог (аз), какой второй (бу), какой третий слог (ка)

У(в) – молодцы, ребята, вы правильно ответили на вопрос. И я как, учитель хочу поставить вам всем пятерки.

А теперь давайте посмотрим, какое же задание еще ждет вас на этом уроке .

(на другом столе лежат картинки с изображением продуктов ( хлеб, сахар, мука, орехи, консервы, апельсин, петрушка, баранки, яблоко, конфеты, печенье, сметана, молоко, кефир, коктейль, рыба, сыр)

У(в)- ребята, задание такое:  надо выбрать из

этих продуктов, те продукты, в названии которых есть звук «Е»,определить,  где он стоит и где эти продукты можно приобрести.

дети приступают к работе, и каждый ребенок  доказывает, почему он взял

 ту или иную картинку

(ответы детей: хлеб, орехи, конфеты, апельсины, коктейль, кефир, печенье, сметана, петрушка)

Приобрести эти продукты можно в продуктовом магазине, а продает эти продукты продавец.

У(в)- ребята, слово «продавец» надо нам выложить

буквами на наборном полотне (дети выполняют задания).

У(в)- замечательно! Как вы быстро справились с заданием! Вам  всем  «5».

У(в)- ну, что ж, давайте поинтересуемся следующим заданием (задание в конверте)

Воспитатель берет конверт и читает : «Ребята, покажите, пожалуйста, свой путь в школу . Дорога эта не проста, и полна неожиданностей.

Избежать опасности может лишь тот, кто хорошо знает правила дорожного движения. Покажите с помощью фишки и простого карандаша свой путь к школе. Опасные участки ( переход улицы) покажите красными кружками (фишками). Вспомните и назовите правила перехода улицы. (детям предлагается схема маршрута о т дома до школы с пересечением улиц)

У(в)- все хорошо, вы и здесь справились с заданием.

А теперь колокольчик звенит и зовет детей на перемену. Предлагается провести игру «Кто как разговаривает» ( детям поочередно бросается мяч, называя животных, а дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подает голос:

                           змея (шипит ш-ш-ш)

                           тигр (рычит р-р-р)

                            комар (пищит з-з-з)

                            волк (воет у-у-у)

                            собака (лает гав-гав-гав)

                             утка (крякает кря-кря-кря)

У(в)- вот и закончилась перемена, а у нас с вами еще одно задание. Это задание тоже лежит в конверте. Давайте его прочитаем. «Ребята, вот еще одно вам задание. У меня здесь записаны загадки по сказкам.  Попробуйте их отгадать. И придумать предложения с этими словами и составить схему своего предложения. Составила вам письма и эти загадки сказочница Варвара-краса.» Попробуем его выполнить?

Д- да!

У(в)-Слушайте внимательно! Надо отгадать загадки по сказкам:

 

Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья( Три поросенка) … 

Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки 
Кушать не велит.( Маша и медведю)

На сметане он мешен.На окошке он стужен.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
От лесных зверей удрал,
На обед лисе попал.(колобок)


Маленькая девочка
По лесу идет.
Бабушке в корзинке
Пирожки несет,
За кустами прячется
Очень страшный зверь
Кто же эта девочка?
 (Красная Шапочка)

Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке (Репка)…

Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла. (Золушка)

(когда ребята отгадали загадки, предлагаю им сесть за столы и выложить схемы своих предложений, где есть названия героев сказок. Спросить несколько детей, чтобы «прочитали» свои предложения. У остальных зрительно просмотреть, похвалить).

У(в)- ребята, вы молодцы!  Вот и прошел  наш урок в школе! Вам понравился наш урок? Что больше всего? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте. " Урок в лесной школе"

Дети попадают в "Лесную школу", где лесные жители получили "Свидетельство готовности к школе", а дети таких еще не имеют. Чтобы получить "Свидетельство" им нужно выполнить задания....

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

Урок грамоты в лесной школе

обучение грамоте...

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Урок грамоты в лесной школе»

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе На тему «Урок грамоты в лесной школе»

Тема: «Урок грамоты в лесной школе»Задачи:-закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твёрдые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; де...