Главные вкладки

    Конспект по обучению грамоте. Звук [Й] и буква Й
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Бастрыкина Юлия Владимировна

    Тема: Звук[Й]. Буква Й

    Цели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]

    Задачи: уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных букв; развитие артикуляции, мимики; совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; развитие грамматического строя речи, умения составлять словосочетания по опорным словам; развитие связной речи, расширение словарного запаса; воспитание прилежности и работоспособности во время выполнения самостоятельных заданий.

    Наглядность:

    -обозначение звука [Й];

    -прописи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi_j.docx20.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по обучению грамоте.

    Тема: Звук[Й]. Буква Й

    Цели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]

    Задачи:  уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных букв; развитие артикуляции, мимики; совершенствование умения производить сложный звуковой и слоговой анализ слов; развитие грамматического строя речи, умения составлять словосочетания по опорным словам; развитие связной речи, расширение словарного запаса; воспитание прилежности и работоспособности во время выполнения самостоятельных заданий.

    Наглядность:

    -        обозначение звука [Й’];

    -        прописи.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    - Какую букву вы узнали на прошлом занятии?

    - Какие звуки она обозначает?

    - Чем отличаются звуки [Ф] и [Ф’]?

    - Как Ёжик проучил мальчика Филю?

    История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

    Выйдя из кафе, игрушки отправились гулять дальше. Дорога привела их к реке, посреди которой на островке стоял домик. От обоих берегов реки к островку тянулись мостики, по одному из которых и пошли наши путешественники.

    Они постучали в дверь домика, но им никто не ответил. Игрушки немного подождали, и уже собрались было отправиться обратно, как в воздухе раздался странный звук: «Й-Й-Й». И тотчас, откуда ни возьмись, перед ними появился зайчик.

    «Ты откуда взялся?» - удивился Ёжик. «Я перепрыгнул с другого берега», - ответил зайчик и пригласил друзей к себе в гости. Он рассказал, что зовут его Айк и он готовится к соревнованию прыгунов, а для этого тренируется, прыгая со своего островка то на один берег, то на другой .После этого зайчик Айк несколько раз  перепрыгнул с острова на берег, чтобы показать своим гостям, каких  успехов он добился.

    Лисёнку так понравилось, как прыгает зайчик, что он тоже решил попробовать себя в прыжках, а заодно и удивить своих друзей.

     Надо сказать, что Лисёнок не только их удивил, но и ужасно напугал, потому что когда разбежался и прыгнул, то угодил прямёхонько в  воду. Сильное течение реки тут же понесло Лисёнка на середину. Хорошо, что зайчик Айк оказался не только хорошим прыгуном, но и отличным пловцом. Он-то и выловил Лисёнка и доставил его на другой берег.

    -        С каким звуком прыгает зайчик?

    -        Сегодня мы поговорим о звуке [Й’]

    II. .Введение в игровую ситуацию

    - Какая часть языка (передняя, средняя или задняя) движется при произнесении звука [Й’]? (Средняя.)

    — Дайте характеристику звуку [Й’]

    — Почему вы решили, что звук [Й’] - мягкий согласный?

    —        Хочу обратить ваше внимание на то, что звук [Й’] - особый согласный звук. Не зря его домик находится на островке между берегом согласных и берегом гласных звуков. Но о том, с кем дружит этот звук, вы узнаете на следующем занятии.

    —        Выложите слоги: [АЙ]-[ОЙ]-[УЙ]-[ЭЙ]—[ЫЙ]-[ИЙ].

     2. Мотивационная игра

     Подбор слов на заданный звук.

    —        Давайте с вами поиграем ,я загадываю, а вы отгадываете о ком и о чём идёт речь. Если вы подберёте правильный ответ, то в ваших словах будет звук [Й’].

    —        Крошечная девочка, которая жила в цветке. (Дюймовочка.)

    —        Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана Царевича? (Кощей Бес- смертный.)

    —        Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка.)

    —        Как называют мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй.)

    —        Плохие школьные отметки - это... (двойка и тройка).

    —        Птица, которая хорошо поёт, - ... (соловей, канарейка), умеет говорить - ... (попугай), морская белая птица - ... (чайка).

    —        Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей.)

    —        Городской транспорт - ... (троллейбус, трамвай).

    —        Какие слова вы называли?

    III. 3. Затруднение в игровой ситуации        

     — Фишкой, какого цвета обозначается звук [Й]?

     — Выложите с помощью букв слово трамвай

    2. Физкультминутка.

    ЗАЙКА

    Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,             Отдохнул? Теперь вставай,

    Лапкой, лапкой постучи, постучи.             Прыгать снова начинай!

    Ты на травку упади, упади,                    Быстро к ёлочке беги

    Полежи и отдохни, отдохни.                    И скорее нас скачи.

    (Дети имитируют движения зайчика.)

    IV.        .Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях

    Игра «Как сказать правильно?»

            Превращения слов.

    —        Выложите с помощью звуковых обозначений слово ман-ка. «Превратите» это слово в слово май-ка.

    —        Какой слог надо убрать, чтобы получился весенний месяц? (КА)

              Знакомство буквой Й

    —        Это буква «И краткое». Какой согласный звук она обозначает?

    —        Каким цветом вы заштрихуете букву Й?

    —        На какую букву она похожа? (На И.)

    —        Чем от неё отличается?

    Букву Й зовут «И кратким». Й как  И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши.

    (В. Степанов)

     Прочитайте слоги.

     Работа в прописях

    Рефлексия

    Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.

    - Что было самым интересным на занятии?

     - Что было самым трудным?

    V.  Итог занятия:

    Что вы узнали о звуке [Й’]?

    -        Какой буквой он обозначается?

    -        Назовите слова со звуком [Й’].

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в подготовительной группе ( обучение грамоте) "Звуки [к-кь], буква К к "

    Данный конспект поможет вам познакомить  детейс графическим образом буквы К,  научить определять место звуков [к-кь]  в слове, а так же прожолжать  развивать внимание, память, мышл...

    Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ы"

    Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...

    Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"

    Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"...

    Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [ф, ф\']. Буква Ф»

    Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф']. Буква Ф»для детей подготовительной к школе группы Цель: Познакомить со звуком и буквой Ф.Задачи:Образовательные: Закрепит...

    Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"

    Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"...

    Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"

    В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....