Главные вкладки

    Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ы"
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Гребенникова Жанна Сергеевна

    Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sootvetstvii_s_fgos.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности,  в соответствии с ФГОС, по профилактике нарушений письма и обучению элементам грамоты в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ОНР

    Звук и буква ы

    Учитель-логопед

    Гребенникова Ж.С.

                                            Январь 2016г.

    Образовательные задачи. Ознакомление со звуком [ы] и буквой Ы.

    Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

    Совершенствование навыков чтения, печатания с новой буквой Ы.

    Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений.

    Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Оборудование. Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв, рабочие тетради Н.В. Нищевой по обучению грамоте, контейнеры с простыми и цветными карандашами, красные жетоны, предметные картинки для игры «Найди букву», контейнеры с цветными прищепками  и предметные картинки для выполнения звукового анализа, напечатанные слоги, слова для игры «читай-разделяй-прыгай», большой мяч-попрыгун, наборы для составления схем предложений.

    Ход занятия

    1.Организационный момент. Приветствие.

    Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуйте  ребята.!  (Дети стоят полукругом).

    Логопед . Ребята, сегодня у Дракоши- Говоруши болят зубки, и он не веселый и даже немного вредничает, капризничает. Все время только  говорит ыыыыы, ыыыыы, и даже не хочет вас пускать за занятие просто так. Что же нам делать, как быть?

    Ответы детей

    Логопед . Смотрите, Дракоша с билетами пришел, что же он хочет?

    Чтобы сесть на свое место вам нужно заработать билеты.

    Может Дракоша порадуется за вас и подобреет. Хотите получить билеты и порадовать Дракошу?

    Ответы детей

    Логопед. Ребята кто скажет:

    -Что такое звуки? Ответы детей…(слышим и произносим)

    -Какие бывают звуки? Ответы детей

    -Что такое буквы? Ответы детей…(Видим и пишем)

    -Что такое слоги? Ответы детей

    Какое правило мы знаем? Ответы детей

    -Что такое предложение? Ответы детей

    -С какой буквы пишется предложение, и что ставим в конце? Ответы детей

    -Сколько слов в предложении: «Дети пришли в зал?» Ответы детей

    -Сколько слогов в слове Дракоша? Ответы детей

    -Сколько звуков в слове зубы? Ответы детей…(какой последний?)

    Логопед .Какие вы молодцы смотрите, сколько билетов, вы заработали, на всех хватит, занимайте свои места.

    2. «Подними жетон».

     Логопед . Вы помните, какой последний звук был в слове зубыыы ЫЫ. Так вот почему Дракоша плачет ЫЫЫ, у него зубыы болят.

    Вот  мы с вами  и будем сегодня знакомиться со звуком [Ы ]и буквой, которая его обозначает.

    Давайте его вместе произнесем ыыыыы

    Дети. Характеристика звука вместе с детьми.(нет преграды, можно петь –гласный.)

    Каким жетоном будем обозначать?

    Ответы детей…

    Логопед. Правильно, поэтому вы будете поднимать красные жетоны, как только услышите звук [ ы]

    Ы, и, а, у, ы, ба, ын, ры, ми, ан, мышь, губы, вилка, сидеть, рынок.

    Молодцы, вы были очень внимательными и не ошибались.

    3. «Кто скорее»

     Логопед . Теперь, я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. 

    Ответы детей…

    Т, ы =ты                   д, ы, м =дым

    М, ы=мы                 с, ы, н =сын  

    В, ы=вы

    4.Работа с буквой.

    Логопед . А теперь посмотрите, как выглядит буква Ы (магнитная доска)

    Обводка буквы по контуру (1-2реб.) Составление буквы из частей(«Буква поломалась»), из веревочек.

    Отлично справились, молодцы.

    Садитесь, откройте тетради. Посмотрите, что вы видите в ее верхней части?

    Ответы детей. -Букву Ы.

    Логопед . А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, которое начиналось  бы с этой буквы поэтому и буква ы одна, заглавной буквы ы нет.

    А теперь давайте пальчиком напишем букву ы в воздухе. Теперь возьмите простые карандаши  и напишите букву ы по точкам в тетради.

    Переверните страницы,  найдите, в названии каких картинок есть звук ы

    -дым, шары.

    5.Место звука в слове.

    Логопед. А где находится звук ы в слове дым, в слове шары. Обозначьте место звука  [Ы] красным карандашом. Молодцы все у вас получилось. Закройте тетради.

    6.Узнавание буквы Ы.

     Логопед. Не забыли как пишется Ы? Давайте проверим. Я буду называть слова, а вы искать  в них звук ы , и если найдете, обводить букву Ы у себя на листочке с заданием.(лиса, мышка, мышка, крыльцо, слива…)

    7.Звуковой анализ.

     Логопед. У меня осталась одна картинка (шары), давайте мы определим, сколько звуков в слове шары и какие (дети выполняют и обозначают прищепками).

    8. «Читай-хлопай-прыгай

    Логопед. Ребята, вы отлично справились и с этим заданием, теперь я вас приглашаю пройти на коврик, Дракоша тут мяч для вас приготовил. Кто хочет первый попрыгать? 

    Ответы детей

     (Ребенок читает слово с новой буквой, прохлопывает, определяет сколько в слове слогов, столько раз и прыгает на мячике)

    9. Итог.

    Логопед. Отлично вы прыгаете, хорошо делите слова на слоги садитесь на коврик, отдохнем. Ребята,  для чего к нам сегодня приходил Дракоша? Ответы детей..

    Получилось у нас помочь Дракоше, ему с нами было интересно, перестал он грустить? Ответы детей

    Кто хочет ее еще раз напечатать букву?(на манке). Ответы детей

    А что вам сегодня понравилось делать больше всего? Ответы детей

    А что не очень понравилось? Ответы детей

    Кто сегодня был самым активным? Ответы детей

    Кому надо быть повнимательнее?, Ответы детей

    Логопед. Конечно, вы,  Дракоше помогли за старания он принес вам наклейки - звездочки. А мы с вами говорим всем до свидания!

    Использованная литература:

    1. Нищева Н.В. Обучение грамоте . Парциальная программа. 2015г.
    2. "Тетрадь №2 для обучения грамоте детей дошкольного возраста" Нищева Н.В. 2015.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

    Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

    Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

    НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

    План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"

    План-конспект  занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

    Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

    Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

    Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)

                                      Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст...

    Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

    Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...