Главные вкладки

    Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

    Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_yo.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия  «Звук и буква Ё»

    Оборудование: одежда для совы: мантию, шапочку философа и очки; недописанные буквы, буквы Ё — большая и маленькая, слова для чтения, хитрые буквы Я, Ю, Е, Ё в домиках, пары гласных букв на магнитах, мяч, картинка ёжика, альбомы детские, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.

    Ход занятия:

    Дети приглашаются к дереву, и вспоминают, какие буквы они изучили. В этот момент воспитатель незаметно надевает мантию, шапочку философа и очки (превращается в мудрую сову).

    - Здравствуйте. Ребята, вы узнали меня? Это же я — мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! На моём дереве уже много букв:

    Гласные тянутся в песенке звонкой,

    Могут заплакать и закричать,

    Могут в кроватке баюкать ребенка,

    Но не желают свистеть и ворчать.

    А согласные согласны

    Шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь.

    С-с-с… – змеиный слышен свист.

    Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.

    Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.

    Р-р-р… – моторы тарахтят.

    - Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).

    - Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

    - А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?

    - Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)

    - А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).

    - Вы знаете, в моём научном дупле происходят чудеса. Что-то произошло с буквами. Помогите, пожалуйста, восстановить их (детям предлагаются недописанные буквы).

    Молодцы!

    - А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.

    Произносим мы два звука,

    Но одну лишь пишем букву!

    [й] да [о], а вместе Ё.

    Не забыть бы про неё!

    - Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё?

    - Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.

    - Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)

    • ЁЛКА

    • ТВОЁ

    • ЁЖИК

    • ПЕНЁК

    • КОТЁНОК

    • ВЕСЁЛЫЙ

    Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение.

    - А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов)

    - А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А — Я, Э — Е, У — Ю, Ы — И, О-Ё.

    Воспитатель объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

    - А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом):

    …жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш.

    - А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё.

    - Дидактическая игра «Слово рассыпалось». 

    Словарный материал: р, ш, ё — ёрш; а, ё, к, л — ёлка; и, ё, к, ж — ёжик

    Физкультминутка

    - В моём лесу, кроме этого дерева, есть ещё и ёлочки (детям предлагается встать около стульчиков и повторить за воспитателем).

    Елочки зеленые

    На ветру качаются,

    На ветру качаются,

    Низко наклоняются.

    Много елочек зеленых,

    Много сделаем наклонов.

    - А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в альбомах появилась картинка- путаница. Найдите , где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках.

    - Ребята, отгадайте загадку:

    Добродушен, деловит,

    Весь иголками покрыт.

    Слышишь, топот быстрых ножек?

    Это наш приятель… ЁЖИК (показ картинки ёжика).

    Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!) Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в альбоме. - А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях.

    Итог:

    Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр.

    Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

    Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

    Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

    Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

    НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

    План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"

    План-конспект  занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

    Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

    Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

    Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)

                                      Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст...

    Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

    Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...