Занятие по обучению грамоте «Звук и буква Ё»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Воспитатель: Ойнарова А.О.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obucheniyu_gramote_zvuk_i_bukva_yo.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
29.11.18г. Воспитатель: Ойнарова А.О.
Речевое развитие. Обучение грамоте.
Тема: «Звук и буква Ё»
Цель:
- Знакомство с буквой Ё.
- Выделение начальной буквы Ё в словах.
- Роль буквы Ё в смягчении впередистоящего согласного.
- Придумывание слов на букву Ё.
- Чтение слогов, слов, предложений.
- Печатание букв Ё, ё.
Оборудование: слайды ёжика, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.
Ход занятия:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с… – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.
Р-р-р… – моторы тарахтят.
- Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?
- А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?
- Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)
- А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).
Молодцы!
- А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.
Произносим мы два звука,
Но одну лишь пишем букву!
[й] да [о], а вместе Ё.
Не забыть бы про неё!
- Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё?
- Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.
- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)
• ЁЛКА
• ТВОЁ
• ЁЖИК
• ПЕНЁК
• КОТЁНОК
• ВЕСЁЛЫЙ
Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение.
- А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов)
- А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А — Я, Э — Е, У — Ю, Ы — И, О-Ё.
Воспитатель объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.
- А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом):
…жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш.
- А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё.
- Дидактическая игра «Слово рассыпалось».
Словарный материал: р, ш, ё — ёрш; а, ё, к, л — ёлка; и, ё, к, ж — ёжик
Физкультминутка (видео)
- А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в тетрадях появилась картинка- путаница. Найдите , где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках.
- Ребята, отгадайте загадку:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь, топот быстрых ножек?
Это наш приятель… ЁЖИК (показ картинки ёжика).
Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!) Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в тетрадях. - А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях.
Рефлексия:
Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр.
Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?
Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...
занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""
Технологии:• использование игровых методов;• игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания...
Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"
Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....
Открытое занятие по обучению грамоте "Звук и буква "Ш"
ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: Звук и буква «Ш».Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:Ознакомление со звуком «ш» и бук...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".
Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...
Презентация к занятию по обучению грамоте "Звук и буква "Ц"
Данная презентация состоит из двух частей и предназначена для сопровождения занятия по обучению грамоте старших дошкольников с использованием рабочей тетради Е. Косиновой "Пишем вместе с логопедом"...