Занятие по обучению грамоте «Звук и буква Ё»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ойнарова Айдана Отчугашовна

Воспитатель: Ойнарова А.О.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote_zvuk_i_bukva_yo.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

29.11.18г.                                               Воспитатель: Ойнарова А.О.

Речевое развитие. Обучение грамоте.

Тема: «Звук и буква Ё»

Цель:

  1. Знакомство с буквой Ё.
  2. Выделение начальной буквы Ё в словах.
  3. Роль буквы Ё в смягчении впередистоящего согласного.
  4. Придумывание слов на букву Ё.
  5. Чтение слогов, слов, предложений.
  6. Печатание букв Ё, ё.

Оборудование:  слайды ёжика, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.

Ход занятия:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С-с-с… – змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.

Р-р-р… – моторы тарахтят.

- Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).

- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

- А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?

- Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)

- А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).

Молодцы!

- А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука,

Но одну лишь пишем букву!

[й] да [о], а вместе Ё.

Не забыть бы про неё!

- Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё?

- Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.

- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)

• ЁЛКА

• ТВОЁ

• ЁЖИК

• ПЕНЁК

• КОТЁНОК

• ВЕСЁЛЫЙ

Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение.

- А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов)

- А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А — Я, Э — Е, У — Ю, Ы — И, О-Ё.

Воспитатель объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

- А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом):

…жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш.

- А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё.

- Дидактическая игра «Слово рассыпалось». 

Словарный материал: р, ш, ё — ёрш; а, ё, к, л — ёлка; и, ё, к, ж — ёжик

Физкультминутка (видео)

- А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в тетрадях появилась картинка- путаница. Найдите , где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках.

- Ребята, отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь, топот быстрых ножек?

Это наш приятель… ЁЖИК (показ картинки ёжика).

Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!) Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в тетрадях. - А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях.

Рефлексия:

Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр.

Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""

Технологии:•        использование игровых методов;•        игровые технологии, направленные на развитие зрительного  внимания...

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....

Открытое занятие по обучению грамоте "Звук и буква "Ш"

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: Звук и буква «Ш».Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:Ознакомление со звуком «ш» и бук...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

Презентация к занятию по обучению грамоте "Звук и буква "Ц"

Данная презентация состоит из двух частей и предназначена для сопровождения занятия по обучению грамоте старших дошкольников с использованием рабочей тетради Е. Косиновой "Пишем вместе с логопедом"...