Проект "Учим читать"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Борисовский детский сад»
Проект
«Готовимся к школе!»
Выполнили
Воспитатели Фолина Е.А.
Шубина Т.Н.
с. Борисово
Тип проекта: групповой.
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: сентябрь – январь (долгосрочный)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Пояснительная записка
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Данный проект будет полезен в работе с воспитанниками подготовительных групп, а также их родителями, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность проекта
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто не возможен. Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем определённого отношения к школе. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и педагогов.
Результаты диагностирования детей на сформированность мотивационной готовности к школе, данные бесед с родителями говорят о
необходимости проведения целенаправленной деятельности в детском саду по пробуждению положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность этого проекта заключается в том, что в процессе проделанной работы у ребенка накапливается опыт положительного отношения к школе. Также он способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель проекта:
Формирование мотивационной готовности, представлений о школе и положительного отношения к школьной жизни у детей подготовительной группы посредством проектной деятельности.
Задачи:
- развивать у детей школьно значимые психологические функции;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Участники проекта:
воспитанники подготовительной группы, их родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь – январь 2018г.
Содержание проекта
1 этап
- Изучение и сбор материала по тематике проекта.
- Работа с периодическими изданиями.
- Накопление информации, наблюдение за детьми.
- Анализ диагностирования воспитанников.
- Подбор форм и методов работы с детьми для использования в проекте.
- Предварительная работа с детьми и родителями.
- Разработка проекта «Готовимся к школе!»
- Беседы в соответствии с темой проекта.
2 этап
- Беседа и рисование на тему «Из детского сада в школу»
- Тематическая непосредственно-образовательная деятельность «Чем школа
отличается от детского сада?»
- Тематическая встреча «Через год - первоклашка».
- Работа с картиной «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского). Составление рассказа.
- Тематическая встреча «Наш друг Пишичитай».
Просмотр и обсуждение мультфильма, рисование по итогам просмотра.
- Беседа «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника).
- Тематическая встреча «Как хорошо уметь считать». Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10». Обсуждение, рисование.
- Работа с картиной «Школа» (В. Соколов). Формирование умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
- Оформление выставки детских рисунков «Мои мечты о школе»
- Рекомендации для родителей по формированию мотивационной готовности детей к
школьному обучению.
3 этап
- анализ полноты реализации проектного замысла;
- мониторинговое исследование уровня динамики индивидуального развития
психических процессов старших дошкольников;
- обобщение результатов проделанной работы;
- оформление фотовыставки «Мы - будущие школьники!»
Прогнозируемые результаты проекта:
- Динамика в индивидуальном развитии детей подготовительной группы.
- Формирование у детей мотивационной готовности к школе.
- Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
- Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Приложение к проекту №1
Лэпбук «Скоро в школу»
Пояснительная записка
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Дидактическое пособие лэпбук “Скоро в школу» предназначено для детей подготовительной к школе группы. Данное пособие, является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель:
- формировать систему знаний, умений и навыков детей по теме «Скоро в школу»;
- повторить и закрепить знания детей о школьных принадлежностях;
- познакомить с правилами поведения в школе;
- развивать самостоятельность, внимательность.
Задачи:
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, самостоятельность;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- развивать связную речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к школе, вызвать желание учиться и получать знания;
- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям, к школьным инвентарям;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату.
Образовательные:
- уточнять и систематизировать знания детей о школе, школьных принадлежностях;
- формировать умения рассказывать о том, что такое школа и для чего необходимо учиться;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Приложение к проекту №2
Диагностирование (сентябрь)
Система упражнений по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
Система упражнений по формированию готовности к школе, а, следовательно, направленная на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста, в которой особое внимание уделяется следующим компонентам: речь, общая осведомленность (знания об окружающем, память, способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве. Так же приоритетным является формирование мотивационной готовности к школе.
Система упражнений осуществлялась 4 недели, по 2 мероприятия в неделю, таким образом, общее количество мероприятий - 8.
При составлении плана следующие принципы:
• принцип единства диагностики и коррекции;
• принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению (учет ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста);
• принцип учета возрастных особенностей детей;
• принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Упражнение №1 - «Загадки про школу».
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, развитие логического мышления.
Описание:
- Дети, а вы любите отгадывать загадки?
Что за добрые друзья
Живут дома у меня?
Они стоят в шкафу, на полках,
В переплётах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне,
Что происходит на земле,
Есть ли инопланетяне,
Что творится в океане,
Чем питаются мартышки, -
Обо всех расскажут.. .
(книжки) Для меня резинка, братцы, -
Лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко –
Нет кота!
С ней хорошую картинку
Не создашь! -
Так во всю ругал резинку.. .
(карандаш)
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.. .
Что такое я?. .
(тетрадь)
Кусочек белый
На доске бегал.
Буквы, цифры он печатал,
Рисовал, чертил ребятам.
Маленьким кусочком стал,
А потом совсем пропал.
(мел)
Носят девчонки,
Носят мальчишки
В кожаном доме
Тетрадки и книжки.
(портфель)
Во всю стену в классе лист:
То исписан он, то чист.
(классная доска)
- Ребята, про что загадки?
- Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?
- Кто хочет идти в школу в первый класс?
- А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?
- Вы бы остались еще на один год в детском саду?
Скоро вы все будете первоклассниками!
Упражнение №2 - «Пары слов».
Цели: развитие памяти, обучение запоминанию по ассоциации.
Описание:
Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.
Затем педагог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Педагог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.
Упражнение №3 - «Кто что делает».
Цели: обогащение лексического запаса, развитие монологической речи.
Описание:
Педагог называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, "ветер" — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.
Упражнение №4 - «Помоги художнику дорисовать узор».
Цели: развитие ориентировки в малом пространстве и умения работать с ручкой и карандашом.
Оборудование: заготовки (незаконченный узор, цветные карандаши, ручка.
Мероприятие II
Упражнение №1 – «Кто чему хочет научиться в школе».
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, развитие произвольной сферы, вербального мышления.
Оборудование: мяч.
Описание:
- Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.
Руки вперед: "И я тоже. Согласен".
Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".
Руки на голову, почесать в затылке: "Я подумаю. Я еще не знаю".
Начинает игру ведущий: "Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен). А вы?" (Дети отвечают одним из трех жестов. Игру продолжает ребенок, у которого в руках мяч.)
Упражнение №2 - «Что бывает?»
Цели: развитие связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи (согласование существительного и прилагательного).
Описание:
К исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
Упражнение №3 - «Заучивание четверостиший».
Цели: развитие памяти, связной речи.
Оборудование: четверостишие из детского стихотворения, ранее не знакомое для детей.
Описание:
Инструкция (состоит из трех основных частей): Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, постарайтесь его запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре.).
1). «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а вы потом его повторите.
Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают, какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь, допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
2). 3атем по аналогии заучивается вторая часть стихотворения:
3). Когда обе части стихотворения заучены, педагог говорит детям: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. Я еще раз вам его прочитаю, а вы потом его полностью повторите». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как при заучивании первой части.
Упражнение №4 - «Раскрась фигуры».
Цели: развитие ориентировки в малом пространстве и умения работать с ручкой и карандашом.
Оборудование: заготовки (шаблоны фигур, цветные карандаши, ручка.
Мероприятие III
Упражнение №1 - «Школьное задание».
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, развитие мелкой моторики рук, развитие логического мышления.
Оборудование: заготовки (незаконченные рисунки школы и портфеля, цветные карандаши.
Описание:
- Сейчас мы будем с вами заниматься как настоящие школьники, приглашаю вас за стол. Первое задание «Дорисуй рисунок», а чтобы узнать, что мы будем дорисовывать отгадайте загадку.
Стоит высокий, светлый дом,
Ребят проворных много в нём:
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(школа)
На готовых листочках (раздаются детям бланки с заданиями) дети дорисовывают рисунок с изображением школы.
- И ещё одна загадка.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я - школьный.. .
(ранец)
Дети дорисовывают на листочках изображение ранца.
Упражнение №2 - «Сюжетные картинки».
Цели: формирование умения составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, развитие словесно-логического мышления, развитие памяти, связной речи.
Оборудование: серия сюжетных картинок.
Описание:
Ребенка просят рассказать историю по трем картинкам, которые последовательно раскладывают перед ним. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему, задавая наводящие вопросы. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.
Мероприятие IV
Упражнение №1 - «Медвежонок на прогулке».
Цели: формирование умения составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, формирование знаний об окружающем, развитие словесно-логического мышления, воспитание умения внимательно слушать рассказ товарищей, развитие внимания и памяти.
Оборудование: таблички с миникроссвордами, сюжетные картинки, фишки.
Описание:
- Сегодня мы будем составлять рассказ по картинкам. А кто станет героями рассказ, вы узнаете, когда отгадаете миникроссворд.
• Животное, впадающее в спячку зимой.
_ е _ в _ д ь
• Лесной зверёк.
_ _
• Полосатое, мохнатое насекомое.
ш _ е _ _
• Дом для зверей, птиц, насекомых.
_ е _
- Ёж, медведь, пчела станут героями рассказа. У меня набор картинок с их изображением. Посмотрите на них внимательно и разложите в правильном порядке так, чтобы можно было понять, что произошло, и одним предложением скажите об этом.
- Теперь картинки расположены в нужном порядке. Давайте внимательнее рассмотрим их и поиграем в игру "Скажи по-другому". На первой картинке изображён густой лес. Каким словом близким по значению можно сказать про лес? (дремучий, непроходимый, тёмный). Что делает медвежонок? (идёт). Как сказать по другому? (подбирается, крадётся).
- Каким здесь изображён медвежонок? (доверчивым). Как ещё можно сказать про медвежонка? (маленький, несмышлёный, глупый). Посмотрите, что сделала пчела? (укусила). Как сказать по- другому? (ужалила, поранила).Что можно о ней сказать? (пчела злая). А ещё как? (сердитая, страшная, разъярённая). Что делает ёж? (прикладывает листок к раненному носу медвежонка). Что можно сказать о еже? Какой он? (добрый). А как сказать по другому? (внимательный, умный, ласковый, жалостливый).
- Теперь давайте вспомним, какие слова мы подобрали о лесе? О еже? Медвежонке? Пчеле?
- Мы рассмотрели картинки очень внимательно. Я каждому из вас раздам по одной. Тот, чья очередь подошла, выходит, поворачивается лицом к остальным детям, показывает картинку и рассказывает по ней. Будьте очень внимательны, следите за рассказом (задание повторяется 2-3 раза; каждый раз воспитатель настраивает детей на то, чтобы дети употребляли разные слова при описании характеров, эмоционального состояния героев).
- Вы придумали интересные рассказы, долго смотрели на картинки, а теперь интересно узнать, как работала ваша память. Пожалуйста, сами разделитесь на две команды. Игра так и называется "Тренировка памяти". Я уберу все картинки, а вы должны вспомнить как можно больше предметов, героев, которые изображены на картинках. Каждая команда по очереди даёт ответ, за каждый правильный – получаете фишку. У какой команды таких фишек будет больше, значит, у членов этой команды память работала лучше, и, значит, они выиграли.
Упражнение №2 - «Нарисуй так же».
Цели: развитие ориентировки в малом пространстве и умения работать с ручкой и карандашом.
Оборудование: заготовки (шаблоны фигур, цветные карандаши, ручка.
Мероприятие V
Упражнение №1 - «Кошка с котятами».
Цели: формирование умения составлять рассказ по картинке, формированиезнаний об окружающем, развитие словесно-логического мышления, развитие связной речи, чувства коллективизма, развитие мелкой моторики.
Оборудование: картинка, листы размером А4, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.
Описание:
- Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.
• Острые коготки, мягкие подушки;
• Шёрстка пушистая, длинные усы;
• Мурлычет, лакает молоко;
• Умывается языком, прячет нос, когда холодно;
• Хорошо видит в темноте, песни поёт;
• У неё хороший слух, ходит неслышно;
• Умеет выгибать спинку, царапается.
- Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.
- Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные.
- Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).
- Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будетеподбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"
- Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
• Кто изображён на картине? Где происходит действие?
• Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
• Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
- Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.
В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.
Мероприятие VI
Упражнение №1 - «Кролики».
Цели: формирование умения составлять рассказ по, картинке, формированиезнаний об окружающем, развитие словесно-логического мышления, развитие связной речи, чувства коллективизма, формирование умения анализировать загадку, подбирая к предметам и их признакам слова-антонимы, развитие внимания и памяти.
Оборудование: картина, мяч, песочные часы.
Описание:
- Сегодня снова будем составлять рассказ по картине. Кто будет изображён, и о ком будете придумывать рассказ, узнаете, когда отгадаете загадку, в которой всё наоборот. Я говорю фразу, а вы смысл этой фразы меняете наоборот. Помните, мы играли в слова-антонимы. Вот наша сегодняшняя игра очень напоминает игру в слова с противоположным значением. Загадка моя о животном. Итак, слушайте фразы.
• Дикое животное (домашнее животное). Можно догадаться только по одной этой фразе, о каком животном идёт речь? Слушайте следующую фразу.
• Хвост очень длинный (короткий хвост).
• Очень любит варёные фрукты (сырые овощи).
Кто это?
- Правильно, это кролик. Наша картина называется "Кролики". Что изображено на картине? (клетка с кроликами, овощи, трава). Расскажите о крольчихе. Какая она? (большая, пушистая). А крольчата? (маленькие, тоже пушистые). Что делает крольчиха? (ест капусту). Что делает этот крольчонок? (наклонился к миске с кормом и ест). А этот крольчонок? (ест морковку). А тот, который сидит рядом с ним? (повернулся к маме и вместе с ней ест капусту). Мы сказали, что они едят. А как ещё можно сказать? (лакомятся, лопают, грызут, угощаются, обедают). Что делает этот кролик? (лежит). Как ещё можно сказать? (разлёгся, развалился, валяется, отдыхает). Почему он лежит? Как вы думаете? (уже наелся). Посмотрите, какой у него большой живот и довольный вид! Как вы думаете, откуда в клетке у кроликов столько овощей и почему?
- Я предлагаю вам встать в круг. Я по очереди бросаю вам мяч, а вы должны вспомнить, что умеют делать кролики.
- Занимайте свои места. Сейчас вы будете составлять рассказ по цепочке. Послушайте план.
• Кто изображён на картине? Где происходит действие?
• Кто мог положить в клетку столько овощей и почему?
• Что делают крольчиха и кролики?
- Каждый из вас говорит только одно предложение. Вы должны быть очень внимательными во время выполнения такого задания, чтобы суметь продолжить мысль своего товарища и сообща составить интересный рассказ. (2-3 раза).
- Теперь я предлагаю проверить вашу память. Посмотрите все внимательно на картину в течение одной минуты, постарайтесь запомнить всё, что на ней изображено (картина накрывается или убирается). А теперь, пожалуйста, ответьте на мои вопросы.
• Сколько крольчих изобразил художник?
• Сколько крольчат?
• Уши у всех у них подняты или опущены?
• Какого цвета хвост у крольчихи?
• Сколько свёкол было изображено на картине?
• Сколько морковей?
• Сколько крольчат отдыхало после вкусного обеда?
Посчитаем правильные ответы и проверим себя.
Упражнение №2 - «Заполни все клеточки».
Цели: развитие ориентировки в малом пространстве и умения работать с ручкой.
Оборудование: заготовки, ручка.
Мероприятие VII
Упражнение №1 - «Девочка и ёж».
Цели: формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных, картинок, формирование знаний об окружающем, развитие словесно-логического мышления, развитие связной речи, памяти, воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: сюжетные картинки, жетоны, две корзинки, два набора элементов последней картинки.
Описание:
- Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. А о ком и о чём будет рассказ, вы скажете сами, как только отгадаете загадки.
У неё косички,
Длинные реснички,
Юбочка с воланами,
Платьице с карманами.
Кто же это: белочка,
Мальчик или девочка? (Девочка).
Как догадались?
Пока дети -
Каждый в берете.
Повзрослели -
Шляпы надели. (Грибы).
Почему решили, что грибы?
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая.
В серенькой одёжке,
Ходит по дорожке. (Ёж).
Докажите, что это ёж.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех подряд:
Ваню - земляникой,
Аню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
А Васю - хворостинкой. (Лес).
- Почему решили, что это лес. Докажите.
- Значит, о ком и о чём мы будем составлять рассказ?
Педагог показывает детям первую картинку. Что изображено на этой картинке? Кто изображён? Что делает девочка? (держит в руках пустую корзинку, разговаривает с ежом, наверно, о чём-то спрашивает).
Педагог показывает детям вторую картинку. Что изображено на этой картинке? (лес, но совсем другое место: под ёлками много грибов). Что делает ёж? (что-то говорит девочке и показывает на грибы и корзинку).
Педагог показывает последнюю картинку. Что изображено на последней картинке? (девочка набрала полную корзинку грибов, уходит, машет рукой на прощание, ёж остаётся в лесу).
- Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца, но постарайтесь каждый додумать, что могли бы сказать друг другу герои на прощание, и что могло произойти с ними дальше (4-5 рассказов).
- Хорошо, а теперь немного разомнёмся. Вы разделитесь на две команды. Сегодня будете подбирать слова на тему "Лес". На каждое слово каждая команда кладёт жетон в свою корзинку. Главное условие: чтобы слова не повторялись. В конце игры мы
посчитаем жетоны и выясним, какая команда знает больше слов на тему "Лес".
- Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить, какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь запомнить где что расположено. (дети смотрят в течении 15-20 секунд, картинка убирается). Теперь вы должны из отдельны частей собрать целую картинку, как это было у художника. (По окончании выполнения задания дети считают сколько ошибок было у каждой из команд).
Упражнение №2 - «Про школу».
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, формированиезнаний об окружающем.
Оборудование: презентация (см. диск)
Описание:
Педагог демонстрирует слайды, комментируя их.
Мероприятие VIII
Упражнение №1 - «Что за день - 1 сентября?»
Цели: повышение мотивационной готовности детей к школе, формированиезнаний об окружающем.
Оборудование: презентация (см. диск).
Описание:
Педагог демонстрирует слайды, комментируя их.
Упражнение №2 - «Что мы думаем о школе?»
Цели: формирование положительного отношения к школе, развитие связной речи.
Описание:
Дети делятся на 2 группы. Педагог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?
Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».
1. Безруких М. М. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться: учебное пособие/ М. М. Безруких, С. П. Ефимова, М. Г. Князева. - М.: Просвещение, 1993. - 160 с.
2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович - М.: Просвещение,1998. - 156 с.
Приложение №3
рекомендуемые игры по проекту
игра “Цепочка”
Цель: развивать речь ребенка, память, внимание.
Ход игры: На столе у воспитателя картинки с изображением школьных принадлежностей. Каждый ребенок должен назвать (берет картинку) какой-нибудь предмет, прибавляя новое слово к тем, которые были сказаны до него, повторив их:
- Пенал (1 ребенок) – пенал, ручка (2 ребенок)– пенал, ручка, карандаш (3 ребенок) – пенал, ручка, карандаш, тетрадь (4 ребенок) и т.д.
Игра “Что я видел?”
Цель: развивать у детей внимание, память и сообразительность.
Ход игры: На столе 4 предметные картинки с изображением школьных принадлежностей. Воспитатель показывает 4 предметные картинки и закрывает их. Дети должны по порядку назвать школьные принадлежности по речевому образцу: «Я видел…» В ходе игры воспитатель может менять картинки местами или заменяет их другими. Побеждает тот, кто не ошибается.
Игра “Один-много”
Цель: развивать умение детей согласовывать существительные в единственном и во множественном числе.
Ход игры: Вариант 1. 3-4 игрока. Детям предлагаются картинки, на которых изображены школьные принадлежности. Воспитатель показывает картинку, ребенок называет его и преобразует его во множественное число (ручка – ручки и т.д.) Ребенок, который назвал правильно, забирает себе картину. Выигрывает тот ребенок, у кого картинок больше.
Вариант 2. 3-4 игрока. Игра с теми же предметными картинками. Только задание предлагается наоборот. Ребенок из множественного числа преобразует в единственное (тетради – тетрадь). Ребенок, который назвал правильно, забирает себе картину. Выигрывает тот ребенок, у кого картинок больше.
Дидактическая игра “Петрушка в школе”
Цель: развивать у детей мышление и связную речь.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено, как ведет себя Петрушка в школе, задавая вопросы Кто это? Что делает Петрушка? Ребенок должен правильно ответить на вопросы воспитателя и составить короткий рассказ по выбранной теме. Кто составит рассказ быстрее и правильно, тот забирает себе картинку. У кого больше картинок, тот и победил.
Раскраски
ЦЕЛЬ: развивать у детей мелкую моторику рук и художественный вкус.
Пальчиковые игры
Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, речь ребенка, продолжать формировать умение говорить в соответствии с движениями.
Домик
Раз-два-три-четыре-пять – вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять – в домик спрятались опять.
Дом мы строим выше, выше!
Есть окошко в нем и крыша.
Это ручка правая
Это ручка правая, это ручка левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Посмотри – моя ладошка, как веселая гармошка:
Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.
Раз, два, три, раз, два, три – я играю, посмотри!
Здравствуй
- Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, козлята? – Нет.
- Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, жеребята? – Нет!
- Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, котята? – Нет!
- Здравствуйте, ребята! Вы, ребята, телята? – Нет.
- А кто вы? Как вас зовут? (Дети называют свое имя и фамилию)
Физкультминутки
Цель: для снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности детей.
День-ночь
Когда воспитатель говорит: «День!», дети гуляют, играют, прыгают (под музыку), а когда говорит: «Ночь!», музыка смолкает, дети приседают и делают вид, что спят.
Карусель
(Играющие образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой связывают. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения выполняют в соответствии с текстом):
Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!
(Усложнение: вместо веревки можно взять обруч с лентами, просто взяться за руки).
Игра “Угадай-ка”
Цель: развивать у детей внимание, память, мышление.
Игра “Собери портфель”
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о школьных принадлежностях, развивать память, мышление.
Ход игры: 3-4 игрока. На столе у воспитателя вместе со школьными принадлежностями вперемешку разные игрушки, предметы. Дети из множества предметов складывают те предметы в “портфель”, которые нужны в школе, потом дети вместе с воспитателем проверяют:
- Это что у тебя, Максим? – Это пенал (тетрадь и т.д.)
- А это что? – Это машинка (тарелка и т.д.)
- Ребятки, а машинка (тарелка и т.д.) нужна в школе? – Нет.
- Софья, а что это у тебя? – Это кукла.
- А кукла нужна в школе, ребятки? – Нет, не нужна.
Так игра продолжается.
Игра «Будь внимателен»
Цель: развивать у детей внимание и память.
Ход игры: 3-4 игрока. Вариант 1. Педагог выставляет на стол три картинки, на которых изображены школьные принадлежности, но называет четыре картинки. Дети должны назвать только ту принадлежность, которая нет на столе, найти и положить рядом с этими тремя картинками.
Вариант 2. Педагог выставляет на стол пять картинок, на которых изображены школьные принадлежности, но называет четыре картинки. Дети должны назвать только ту принадлежность, которую не назвал педагог и убрать картинку.
Игра “Дополни предложение”
Цель: закрепить наречия времени суток утром, днем, вечером, ночью.
Ход игры: Дети внимательно слушают предложения и дополняют его наречиями (утром, днем, вечером, ночью).
Спим мы ночью, а делаем зарядку…утром.
Завтракаем мы утром, обедаем…днем.
Обедаем мы днем, а ужинаем…вечером.
Ужинаем мы вечером, а спим…ночью.
Ночью спим, а в детский сад (в школу)…утром.
Делаем зарядку утром, а идем на прогулку…днем.
Словесная игра “Назови ласково”
Цель: расширять у детей словарный запас, учить преобразовывать слова, называя их ласково-уменьшительно.
Ход игры: На столе у воспитателя предметные картинки школьных принадлежностей. Ребенок выбирает картинку и называет ее ласково.
Тетрадь – тетрадочка, пенал – пеналочка, альбом – альбомик.
Игра “Что сначала, что потом?”
Цель: развивать умение устанавливать последовательные связи, объяснять свои действия. Развивать внимание, сообразительность.
Ход игры: У воспитателя на столе разложены картинки с изображением действий детей в разное время суток. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности. Затем составить развернутые рассказы по картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, можно ему помочь, начав повествование. Ребенок должен выбрать утро, сказать:
- Сначала утро, потом день, потом вечер, потом ночь и назвать действия детей на этих картинках.
Фонетическая зарядка
Цель: развиваем речь ребенка., продолжать формировать у детей отчетливое произношение русских звуков.
Звенит звонок, звонок зовет
И Зоя в класс к себе идет.
Стихотворение А.Барто «Первоклассница»
Цель: развивать умение слушать стихотворение, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Песня “Чему учат в школе?”
Цель: развивать умение слушать песню, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Игра “Найди пару”
Цель: развивать у детей внимание, память и логическое мышление.
Ход игры: 2-3 игрока. Обе колоды карточек тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Каждый игрок может открывать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточках за игру.
Игра “Разрезные картинки”
Цель: развивать у детей внимание, сообразительность, мелкую моторику рук.
Ход игры: 3-4 игрока. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (тетрадь, ручка, альбом и т.д.). Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.
Игра “Почтальон принес конверт”
Цель: развивать у детей умение описывать предмет и узнавать их по описанию.
Ход игры: 3-4 игрока. Педагог вкладывает картинки с изображением школьных принадлежностей по одному в бумажные конверты и говорит, что почтальон принес конверт. Ребенок заглядывает в конверт и описывает то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают. Кто отгадал, тому достается картинка. Выигрывает тот ребенок, у кого окажется больше картинок.
Игра “Где кто, что находится?”
Цель: закрепить умения понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами Кто?, Что?, Где?, Что делает?, развивать у детей умение правильно употреблять предлоги “в”, “на”, “у”, “под”, “за”.
Ход игры:
- Это что? – Книга.
- Где лежит книга? – Книга лежит на столе?
- Это что? – Это ручка.
- Где лежит ручка? – Ручка лежит на столе.
- Это кто? – Это учительница.
- Что делает учительница? – Учительница стоит у доски.
- Это кто? – Это ученик (школьник).
- Что делает ученик (школьник)? – Ученик (школьник) сидит за партой.
- Это что? – Это портфель.
- Где лежит портфель? – портфель лежит под столом (портфель лежит на полу).
Используются предметные картинки.
Игра “Оденемся в школу”
Цель: закрепление представлений детей о предметах школьного костюма.
Ход игры: подобрать школьную одежду для мальчика и девочки (в зависимости от пола).
М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
- Изучаем русский язык: методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста. Казань : Татарское республиканское издательство “ХЭТЕР”, 2011.-300 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей и детей "Читать главное. Главное - читать!"
небольшой теоретический материал для родителей как, зачем и почему нужно читать дома. В продолжении презентация-игра для совместного практикума детей и родителей....
Читаем детям, читаем вместе с детьми.
Читаем детям, читаем вместе с детьми....
КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»
Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...
"Когда ребенок готов читать? Не пора ли учиться читать?"
Многих родителей интересует вопрос "Когда ребена надо начинать учить чтению?" Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая очень понравилась родителям нашей группы....
Читать или не читать
Для чего люди вообще читают?§ Для того чтобы получить нужную информацию.§ Для того чтобы погрузиться в процесс увлекательных событий и приключений, сопереживать героям, идентифициров...
Проект "PRОчтение - Читаем везде, читаем всегда , читаем вместе "
В рамках регионального проекта PROчтение , для привлечения детей и родителей к чтению художественной литературы в группе были проведенны ряд мероприятий направленных на выполне...