Сценарий логопедического занятия на тему «Дикие животные зимой» для детей 6-7 лет с ФФНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ломанова Ирина

Программное содержание:

·         расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий диких животных наших лесов;

·         развитие мышления детей на материале описательных загадок;

·         автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи детей;

·         развитие связной речи детей;

·         закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме;

·         совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов. Составление схемы слов из фишек;

·         закрепление умения из выделенных первых звуков составлять новое слово.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dik.zhivotn.zimoy_._lin.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Сценарий логопедического занятия  на тему «Дикие животные зимой»

для детей 6-7 лет с ФФНР

Учитель-логопед I кв. категория:

Ломанова И.Н.

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий диких животных наших лесов;
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок;
  • автоматизация поставленных  звуков в спонтанной речи детей;
  • развитие связной речи детей;
  • закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме;
  • совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов. Составление схемы слов из фишек;
  • закрепление умения из выделенных первых звуков составлять новое слово;
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия;
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к диким животным наших лесов.

Оборудование и материалы: 

  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением лесных зверей;
  • картинки лесных зверей;
  • магнитная доска;
  • фишки для составления схемы слова;
  • картинки для дидактических игр «Где чей дом?», «Чьи это следы?»;
  • разрезные картинки;
  • простые карандаши  на каждого ребенка.

Лексический материал: медведь, лиса, заяц, еж, белка, волк, лось, кабан, барсук, берлога, логово, нора, дупло, дикие животные, лесные звери и т.д.

Ход занятия.

 Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

Логопед: Сейчас я предлагаю вам  отгадать загадки, а отгадки мы увидим на экране (дети отгадывают загадки, а логопед выставляет картинки животных).

                   

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ежик)

Кто зимой холодной

Бродит серый, злой, голодный? (Волк)

Зимой – беленький.

Летом – серенький.

Никого не обижает,

А сам всех боится. (Заяц)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут ее … (Лиса)

Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

Дети. О животных.

Правильно, о диких животных наших лесов. Давайте ещё раз назовём их.

(дети называют лесных зверей, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медведь, лиса, волк, лось, заяц, еж, белка).

Дыхательная гимнастика. Наращивание слов в предложении.

Логопед. Какое сейчас время года? Верно, зима! (Дети за логопедом повторяют глубокий вдох через нос и на выдохе произносят следующие фразы)

        Падает снег.

        Тихо падает снег.

        Тихо падает белый снег.

        Тихо падает белый, пушистый снег.

        Тихо падает белый, пушистый снег за окном.

Речевая гимнастика.

(Дети за логопедом произносят чистоговорки)

Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

Гимнастика для глаз «Найди названного зверя».

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)

Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

Развитие фонематического восприятия.

 Логопед: А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками).

 Логопед. А теперь еще отгадайте загадки. Предлагаю сыграть вам в игру  

«Составь слово»

(дети выделяют первые звуки из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово)

Проводится звуко-слоговой анализ полученных слов (лиса, волк) и составляются их схемы с помощью разноцветных фишек (один ребенок выполняет задание на доске, другие – на своих рабочих местах)

Физминутка  имитация диких животных

Логопед. А теперь мы отдохнем. 

(дети становятся в круг,  и выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

 

По-лосиному красиво

Руки-рога – над головой. Шаги с высоким подниманием ног.

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Бег на месте мелкими шагами.

Семенит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка

Прыжки вправо-влево.

Всё спешит запутать след.

По-медвежьи ходит мишка,

Руки в стороны. Ходьба наступая на внутреннюю сторону стоп.

Косолап он с детских лет

Логопед раздает каждому ребенку по одной картинке из пары «следы»-«жилище животного» из дидактических игр «Где чей дом? Чьи это следы?»

А теперь - не зевай

Где чей след?

И где чей дом?

Быстро угадай!

Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку)

Пары картинок: лисьи следы - нора; волчьи следы - логово; медвежьи следы - берлога; беличьи следы – дупло; заячьи следы – заросли.

Логопед. Молодцы. Садитесь на свои места.

Развитие речи.

Логопед.  А сейчас я предлагаю вам придумать предложения о своем животном в соответствии со схемой на доске. (Логопед выкладывает на доске схемы предложений)

|_____  _____  _____.

|_____  _____  _  _____.

|_____  _____  _____  _  _____.

Логопед. Теперь, давайте вспомним и прочтем стихи, в которых говорится о том, как лесные звери зимуют. (Дети читают стихи).

Спать зимой ложатся

Ежик и барсук.

В дереве трухлявом

Спит усатый жук.

Спит медведь в берлоге,

Спит в норе сурок.

Ну а зайка белый

Спать зимой не лег.

Не зарылся в листья,

Не залез в нору –

Бегает по лесу

Да грызет кору.        К.Робик.

Логопед. Молодцы! Стихи о лесных жителях вы знаете. А сейчас посмотрите на силуэтные изображения лесных зверей на листочках, лежащих у вас на столах. Я предлагаю вам заштриховать карандашом силуэты тех зверей, которые впадают в зимнюю спячку, а простым карандашом тех, кто не спит зимой. Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.

Пальчиковая игра с грецкими орехами «Сидит белка на тележке»

(у каждого ребенка в ладонях два ореха для перекатывания)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Заиньке усатому,

Мишке косолапому,

Серому волчонку,

Колючему ежонку.

Закрепление материала

Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».

        Волк, собака, лиса, заяц

        Лиса, кабан, кошка, белка

        Корова, заяц, лось, волк

        Барсук, лошадь, белка, еж

        Лось, кабан, лиса, собака

        Медведь, барсук, лиса, еж.

Логопед. Ребята соберите портреты диких животных .Для этого вам надо рассмотреть картинку на конверте и собрать такую же из частей.

 Логопед. Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.

Литература:

  1. Л. Е. Кыласова «Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками». – Волгоград : Учитель, 2012
  2. А .И. Дербина, Л .Е. Кыласова «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет». – Волгоград: Учитель, 2012
  3. Г. Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста: планы занятий». – Волгоград: Учитель, 2006
  4. Л. Г. Серова «Формирование правильной речи у ребёнка». –М.: АСТ: Астрель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в средне-старшей группе на тему: «Дикие животные зимой».

Основная цель: Научить первоначальному самостоятельному словоизменению существительных. Цели. Логопедические: I. Неречевые: 1. Координация речи с движением, развитие слухо-моторных координ...

Презентация занятия: Тема: «Дикие животные зимой».

Развивать у детей умение свободно общаться  с педагогом и сверстниками. Создавать условия для  развития  компонентов устной речи в различной деятельности....

Конспект НОД на тему: «Дикие животные зимой» для детей подготовительной группы.

Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе....

Конспект логопедического занятия. Тема: "Дикие животные"

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дикие животные» с использованием ИКТЦель: формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.Задачи:Уто...

Сценарий игры по теме «Дикие животные России» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обобщение и систематизация представлений детей о диких животных России.Задачи:- закрепить знания детей о диких животных, их названия, строение, внешние признаки, повадки;- побуждать дошколь...

Конспект занятия ООД Образовательная область: « Познавательное развитие» Раздел «Окружающий мир» Тема «Дикие животные зимой» Для детей разновозрастной группы(3,4,6 лет)

Занятие составила и провела воспитатель Габдрахимова А.Ф.Данное занятие для детей разновозрастной группы (3,4,6 лет), оно направлено на уточнение и расширение представлений детей о жизни диких животны...