Конспект занятия ООД Образовательная область: « Познавательное развитие» Раздел «Окружающий мир» Тема «Дикие животные зимой» Для детей разновозрастной группы(3,4,6 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя, подготовительная группа)

Габдрахимова Айгуль Фаузировна

Занятие составила и провела воспитатель Габдрахимова А.Ф.Данное занятие для детей разновозрастной группы (3,4,6 лет), оно направлено на уточнение и расширение представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okr_mir_razn_gr_gabdrahimova_a.f.4.12.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД СЕЛА КАРАМАЛЫ-ГУБЕЕВО «ДОУ С.ЧУКАДЫБАШЕВО»

Конспект занятия ООД

Образовательная область: « Познавательное развитие» Раздел «Окружающий мир»

Тема «Дикие животные зимой»

Для детей разновозрастной группы(3,4,6 лет)

Воспитатель: Габдрахимова А.Ф.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Задачи:

3года

Обучающие:

закрепить знания о природных изменениях зимой; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и повадками и внешним видом животных;

Развивающие:

развивать умение отвечать на простейшие логические вопросы; обогащать словарь детей; развивать внимание, память;

Воспитывающие

Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим.

4 года

Обучающие:

Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой (белка, заяц, медведь). Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни. Заложить основы экологических знаний.

Развивающие:

Развивать любознательность, интерес, образное мышление, наблюдательность, внимание, речь, умение вести диалог, двигательную активность. Расширять кругозор детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.

Воспитывающие

Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим.

6 лет
Обучающие:

Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни.

упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, берлога, мышкует, вожак;

формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений; развивать связную речь.

развивать логическое мышление, любознательность, память .

Воспитывающие

-воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак», дупло.

Предварительна работа с детьми:

Беседы о зиме (изменения в природе, одежде людей). Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Рассматривание ледяных узоров на окнах. Разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы. Считалки и загадки о диких зверях. Просмотр мультфильмов о зиме, о диких животных. Рассматривание репродукций о зиме, о животных.

Чтение художественной литературы

И. Суриков «Белый снег пушистый», «Зима»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки», С. Есенин «Поет зима – аукает.», С. Маршак «Январь», М. Садовский «Снегопад», обр. М. Булатова «Зимовье»

Методические приемы:

игровая ситуация (прилетела снежинка), беседы, загадывание загадок, дидактическая игра «Четвертый лишний», музыкальная игра.

Материал:

Илюстрации животных,ёлки, деревья, снежинка, мягкие игрушки белка, заяц, медведь, кормушка, зерно, бочонок, корзина, грибы, шишки, морковь, картинки

Ход ООД.

1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап):

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся" (улыбаются)

2. Основная часть (содержательный, деятельный этап):

Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)

«Здравствуйте девочки и мальчики Мы лесные жители, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, мы принимаем приглашение наших лесных друзей? (ответы детей)

Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года?

(ответы детей) какое сейчас время года (Вячеслав, Роксана, Рузана)?

Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?

(Индивидуальные ответы.) (На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.)

Как люди одеваются зимой?

(Ответы детей)

Как люди одеваются зимой Амалия, Карина, Александр?

Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.

Если в лес гулять пошел ты,

А на улице зима

Должен правила простые

Ты усвоить для себя

Вести себя ты должен тихо,

Нигде там мусор не бросать,

Не разорять кормушки лихо,

Зверей и птичек не пугать

Ходить ты должен по тропинке

И рядом с взрослыми всегда

Ведь потеряться в лесной глубинке

Каждый может раз и навсегда.

А еще ты друг запомни,

Что на улице зима,

Это значит, день короткий

Наступили холода.

Ты теплее одевайся,

Руки, ноги береги,

Нас зови, и не стесняйся

На подьем мы все легки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Молодцы. Вы правильно рассказали правила. Теперь мы можем с вами, отправится в путешествие. Возьмём с собой гостинцы для животных и птиц и отправимся в путь. Повторяйте за мной ребята.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять, Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём Ходят «змейкой» между

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали Бегут на носочках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом

На сугроб не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем. Маршируют.

Вот мы и в лесу. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.

Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного зимой в лесу не встретишь?

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (ответы детей)

Медведь

Молодцы ребята

Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.

Почему мы не встретим медведя зимой?

(Ответы детей)Он спит, впадает в спячку.

А где спит медведь?

(Ответы детей).

Чем медведь питается?

(Ответы детей)

Дети, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше, но оставим мишке гостинец – бочонок с медом, он проснется весной и полакомится гостинцем. (Достаю бочонок). А нам пора дальше идти.

2. . Послушайте еще загадку, и мы узнаем, кто спрятался под кустом.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Ответы детей) Заяц

У зайца длинные уши, хвостик короткий. Задние лапы длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было удобно. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников – лисы и волка. На зиму заяц ничего не заготавливает, а питается корой деревьев. У него даже норки нет, живёт под кустиком.

Чем же питается заяц, ребята?

(Ответы детей)

Есть ли у него норка?

(Ответы детей).

Какая шубка у зайца зимой? Почему?

(Ответы детей) Правильно, ребята какие вы у меня молодцы.

Почему зайца называют трусишкой?

(Ответы детей) Так почему зайца называют трусишкой.(Амалия, Вячеслав, Роксана)

Что бы зайка нас не боялся, давайте поиграем с ним.

Физминутка «Зайчики»

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись (Движения выполнять по содержанию текста)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

Спасибо тебе большое, зайчик за интересную игру, но нам пора прощаться. Давайте мы угостим зайца морковкой. (Угощаем). А теперь пойдём дальше. До свидания! Ребята Вячеслав у нас устал, они с Ильмирой Мунавировной пойдут обратно домой, а мы с вами продолжим наше путешествие.

3. Отгадав загадку, мы узнаем, кого мы сейчас встретим.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

(Ответы детей)Белка

( игрушка белочка ставлю на пенек).
Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Где живет белка, ребята?

(Ответы детей )

Чем питается?

Ягоды, грибы, орехи.(Карина, чем питается белка.Роксана? Великолепно ребята.

Посмотрите, ребята, белка нам приготовила задание.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех картинок, одно животное которое они считают лишним.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови,

И свой выбор объясни.

1. Белка, синица, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

2. Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

3. Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Почему они дикие?

(Ответы детей

Спасибо белка за твое интересное задание, мы тебя хотим угостить гостинцами грибами и шишками (достаю корзинку) Ильмира Мунавировна нас догнала Роксана и Рузана тоже возвращаются обратно .

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса)

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами

укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.

Чем же питается лиса, ребята?

(Ответы детей)

Есть ли у неё норка?

(Ответы детей).

Какая шубка у лисы зимой? Почему?

(Ответы детей) Правильно, ребята какие вы у меня молодцы.

Почему лису называют хитрой?

(Ответы детей)(Александр)

Чем укрывается лиса?

(Ответы детей)(чем укрывается лиса?)Амалия, Карина,


Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Чей тоскливый вой
Слышится зимой?

(Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.
Чем питается волк? (Ответы детей)

На кого охотятся волки? (Ответы детей)

Что делают волки днём? (Ответы детей)

Умнички давайте повторим.Карина, Аллександр, Амалия.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.
Чем питается лось? (Ответы детей)

Для чего нужны рога? (Ответы детей)

А копыта чем помогают? (Ответы детей)

Сколько метров длина Лося? (Ответы детей)

Дети нам уже пора возвращаться в детский сад. Скажем.

До свиданья, зимний лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинкам мы гуляли

На полянке поскакали

Подружились мы с тобой

Нам теперь пора домой.

Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. А здесь нас ждут Роксана, Рузана, Вячеслав.

3. Заключительная часть (рефлексивный этап):

Вам понравилась прогулка?

Ребята, мы с вами очень долго гуляли в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу, отгадав загадки.

Побывали мы в лесу, повстречали там хитрою… лису

Глубоко дупло – не мелко, в нем в тепле ночует … белка.

Возле этой елки бродят злые … волки

Беленький да маленький под кусточком … заинька.

Начал громко он реветь узнаете? Я … медведь.

Важно я хожу по бору, Съесть могу и мухоморы. Не боюсь в лесу врага — Есть копыта и рога!..... лось

С кем вам больше всего понравилось играть? (ответы детей).

Вы все сегодня молодцы, хорошо отвечали и выполняли все задания зверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Программа кружковой работы дополнительного образования «Ступеньки к познанию» (область «Познавательное развитие», раздел «Окружающий мир»)

Дошкольный и начало младшего школьного возраста – это период, когда основной деятельностью ребенка является игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации лег...

Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Дикие животные зимой" для детей подготовительной группы

Программные задачи:— Формировать и обогащать представления детей о жизни диких (лесных) животных зимой.— Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных...

Конспект НОД на тему: «Дикие животные зимой» для детей подготовительной группы.

Закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе....