Главные вкладки

    Конспект занятия по грамоте "Знакомство с буквой К"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Конспект занятия по грамоте для подготовительной группы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе «Знакомство С буквой К и звуками [кь] и [к]

    Цель: познакомить с буквой  К и к.

     Рассказать, что буква к обозначает звуки «к» и «кь»

    Задачи: формировать умение выкладывать предложения в соответствии с правилами.

    Закреплять знания о том, что буква я может обозначать два звука «й» и «а» в начале слова и после  гласной.

    Закреплять умение детей называть слова определенной звуковой конструкции.

    Материал: красные, синие, зеленые, черные фишки, буквы К и к, касса с пройденными буквами.

    Ход занятия.

    1. Знакомство с буквами К и к

    В: Ребята, послушайте стихотворение и скажите какой звук повторяется чаще всего?

    Кот копеек накопил

    Кошке козочку купил,

    А козе капустки,

    Кочанчики хрустки.

    Будет козочка крепка.

    Кошке даст молока.

    В.: чаще всего повторялся звук К. Какой он согласный, или гласный?

    Для того, чтобы записать звук  к нужна буква К.  Звук К обозначается буквой Ка.

    (показать букву К). Произнесем вместе Ка.

    На что или на кого  похожа буква К? (раскрытый клюв вороны,  рожки у жука,  знаки больше/меньше)

    -Сколько элементов у буквы К? (Буква К состоит из трех палочек, одну большую прямую поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.)

    - В какую сторону смотрит буква К ( вправо)

    На прямую палочку

    Справа села галочка

    Там поныне и сидит –

    Буква К на нас глядит.

    Давайте представим, что у нас в руках невидимые карандаши, и нарисуем в воздухе букву К. А теперь давайте сложим букву К из палочек.

    Ребята буква К бывает большая и маленькая. посмотрите на свои подносы.

    Ребята, с большой буквы пишутся некоторые слова, например, имена людей, клички животных, название, улиц, городов.  Подумайте, какие имена начинаются с буквы К.

    (Катя, Кирилл, Костя, Ксюша, Карина, Коля)

    2. Артикуляционная гимнастика

    А теперь давайте произнесем со мной такое стихотворение

    По утрам мой брат Кирилл

    Тех зайчат травой кормил.

     Какое имя нам встретилось? (Кирилл, с какой буквы оно начинается?)

    3.Характеристика звуков Ки КЬ

    -Ребята, буква К обозначает звуки К и КЬ. При произнесении звука К губы раскрыты. Давайте произнесем звук К.

    При произнесении звука КЬ губы расплываются в легкой улыбке и открываются зубы. Давайте произнесем звук КЬ

    - Посмотрите, кто нарисован на этой картине? Что она делает?(Девочка держит куклу)

    У этой девочки есть имя. Как зовут девочку, вы сами сейчас узнаете, я вам назову звуки, а вы составите слово [К] [И] [Р] [А] – какое получилось имя?

    Составьте предложение с этим именем, глядя на картинку.

    У КИРЫ КУКЛА.

    4. Работа с предложением

    — Сколько слов в предложении ? (3). Уточняем, что слова в предложении  нужно выкладывать на расстоянии друг от друга, а буквы в слове ставить рядом.

    — Первое слово -У- предлог, обратите внимание, что это отдельное слово, состоящие из одной буквы.  Предложение всегда начинается с заглавной буквы.

    — Второе слово — Кира. Кира это имя девочки, с какой буквы пишутся имена людей? (с большой)

    — Третье – кукла.

    В конце предложения ставится точка.

    -А теперь выложите  (У Киры кукла)

    -Сколько слов у нас получилось (три)

    Кто хочет сделать это у доски?

    (Один ребенок выкладывает предложение у доски. Предложить выбрать буквы для первого, второго, третьего слова)

          А  теперь давайте найдем ударный гласный звук в слов Кира. (Один-два ребенка) Обозначим ударный звук черной фишкой.

         Теперь давайте найдем слова, в которых встречаются звуки К и КЬ. (Кира, кукла)

    Давайте произнесем слово Кира, в  слове Кира какой звук мы слышим К или КЬ? (КЬ- обозначим его зеленой фишкой)

    А теперь давайте произнесем слово кукла. Сколько здесь звуков К или КЬ? (Два звука К- обозначим их синей фишкой)

    5.Игра назови слова со звуками К и КЬ

    Назовите еще слова,  в которых встречается звук КЬ?

    А теперь слова в которых встречается звук К?

    6.Физкультминутка «Мамина сумка»

    А теперь я предлагаю вам встать около стола. Ребята, звуки К и КЬ очень озорные, они любят прятаться в словах. Я предлагаю вам поиграть.

    Однажды я пошла в магазин за продуктами,  и в моей сумке спрятались звуки К и Кь, слушайте внимательно. Если в этих словах есть звуки К или КЬ хлопайте в ладоши, а если нет, топайте ногами.

    Вот пошла я в магазин  и купила...

    Апельсин, Морковку, Укроп, Хлеб, Картофель, Капусту, Сахар, Соль,  Кофе, Масло, Сыр  и Молоко...Ох нести как нелегко!!!

    7. Звуковой анализ слова.

    Присаживайтесь. Ребята, отгадайте загадку

    Когда ее копают, из нее забирают землю

    Правильно, это яма. (показ иллюстрации)

    А теперь давайте попробуем выложить слово яма. (Дети выкладывают слова «яма»)

    Игра «Зажги фонариками слово».  Звукобуквенный анализ слов.

    А теперь давайте обозначим звуки. (ЙАМА)

    Какой первый звук ?( Й) Какой он? (Согласный, мягкий. Это самый короткий звук)

    Какой звук второй, третий, четвертый?

    Давайте вспомним, что если буква Я

    Сколько согласных/ гласных звуков? Сколько букв в этом лове? Сколько звуков?

    Почему звуков больше? Буква Я может обозначать два звука- Й и А, если она стоит в начале слова.

    8. Игра «Назови слова»

    А теперь придумайте слова, в которых встречается звук Й? (Йогурт, Ель, Яна, Еж, Йод....)

    9. Итог

    Молодцы ребята. С какой буквой мы с вами познакомились сегодня (Ка)

    Какие звуки обозначает буква Ка? (КЬ и К)

    Что еще мы вспомнили о букве Я? (может обозначать два звука в начале?)

    Что было трудным для....?

    Что понравилось ....?

    Литература.

    1.  Л.Е.Журова  Обучение дошкольников грамоте . - М.: Школьная пресса, 2004. - 144с.

    2.  Д.Г. Шумаева  Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. / СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 188с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по развитию речи "Буква "Б""

    В данном конспекте дети знакомятся с новой согласной буквой...

    Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

    Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

    план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"

    Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...

    Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.

    Конспект занятия для детей  седьмого  года жизни с ЗПР....

    Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"

    Цели:1. Чёткое произнесение звуков  в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...

    Конспект занятия "Путешествие в страну Букв город Звукинск"

    Ход занятий.I.Орг. момент:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Вы готовы?II. Сообщение темы.Ребята, мы начинаем, увлекательное...

    Конспект занятия. Тема:"Звук и буква Ш"

    Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе детей с ОНР....