Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте Тема: «Знакомство со звуком и буквой «У»» для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Булахтина Марина Николаевна

Задачи НОД:

-учить  проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

- познакомить с буквой  у, У;

-  учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и;

-развивать  речь детей, память, мышление, воображение;

-воспитывать внимание, любовь к природе, положительные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_u.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 3

«Хрустальный башмачок»

Конспект НОД

по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Знакомство со звуком и буквой «У»»

для детей 6-7 лет

                               

             

                                                                             Подготовила

                                                                                  Булахтина М.Н.

                                                                            воспитатель

Тамбов 2018

Задачи:

-учить  проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

- познакомить с буквой  у, У;

-  учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и;

-развивать  речь детей, память, мышление, воображение;

-воспитывать внимание, любовь к природе, положительные качества.

Активизация словаря: алый, щедрый, пестрый, сучок, урожай,  ворох.

микроцель

Ход занятия

Используемый материал, пособия, музыкальное сопровождение

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Эмоциональный настрой детей.

 Обобщать представления об осени.

Учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и.

Воспитать коллективизм.

Развивать речевое дыхание, артикуляционных навыков.

Развивать фонетическое восприятие.

Формировать у детей действие интонирования, пропевания, протягивания звука в слове.

Познакомить с буквой У

Развивать воображение

Смена вида деятельности

Совершенствовать

тонкие движения пальцев рук.

Развитие внимания.

Развивать фонетический слух.

Учить управлять силой голоса.

Развивать умение пропеть звук.

Формировать внимание, зрительную память.

Закрепить какие изученные гласные буквы пишутся после мягких и твердых согласных.

Обобщить и подвести итог

(Дети стоят у доски)

Воспитатель:

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты.

Желтые да алые кружатся листы.

В шелесте да в шорохе

Наш осенний сад

На дорожках ворохи

Пестрые лежат.

 -Дети, кто знает когда это бывает?

Да, правильно  осенью! Сегодня мы с вами отправимся на прогулку искать следы осени.

А поедем мы с вами на веселом поезде. Но для этого нам необходимо  занять в нем соответствующее место.

Работа над предложением.

(Воспитатель вызывает к доске двоих девочек и предлагает всем сказать, кто стоит у доски).

Воспитатель:

-Это Катя, это Надя. Катя и Надя стоят рядом, возьмитесь за руки. Чтобы сказать, что у доски две девочки, мы произносим короткое слово и, оно соединяет девочек: Катя и Надя. Посмотрите как я нарисую предложение. Сначала нарисую черточку – это слово Катя, потом нарисую вторую черточку – это слово и, нарисую третью черточку – это слово Надя. Сколько слов в предложении: Катя и Надя? Назовите 1-ое слово, 2-ое слово, 3-е слово.

Воспитатель: Чтобы сесть в наш веселый поезд мы разделимся по паром. Возьмите за руку свою пару и попробуйте составить предложение с вашими именами, чтобы оно состояло из 3х слов.

Молодцы, вот мы и нашли свое место.

Давайте возьмем с собой в дорогу хорошее настроение, внимание, улыбку и дружбу.

А куда мы отправимся сначала,  вы узнаете, отгадав  мою загадку:

«Дарят вкусные плоды

Нам фруктовые…»

Правильно! Это сад. Итак, наш поезд трогается с места. Какой звуковой сигнал у поезда?

Давайте все вместе:

(дети передвигаются по группе, имитируя поезд)

Мы с вами в дудочку дудим. Как? у-у-у

Как поезд дружно мы гудим. Как? у-у-у

Вперед мы тянем губки. Как? у-у-у-у-у

В узенькую дуем трубку. Как? у-у-у-у-у

Звуковой анализ слов

(Сидя за столами)

Чудесный сад! Какие следы здесь могла оставить осень?

Правильно, сад богат различными вкусными и полезными  плодами.

  Давайте сделаем звуковой анализ слова груша.

(Один ребенок подробно анализирует у доски, остальные на местах). Затем под этим словом разбирается слово сумка.

Воспитатель:

 -Сколько звуков в словах груша и сумка? Сколько согласных в этих словах? Какой звук в слове груша всегда твердый согласный? Какие одинаковые гласные звуки в словах? После какого звука в слове сумка слышится звук «у»?

Воспитатель показывает букву У.

Посмотрите внимательно, на что похожа эта буква.

Алфавит телодвижений

Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное движение, изображают букву У - правая рука вверх в сторону.

Составление буквы У из ягод рябины

(за столами)

Воспитатель:

Праздник осенью в саду

И светло и весело.

Вот какие украшенья

Осень здесь развесила.

 Ребята, посмотрите у вас на столах Осень тоже оставила след – ягоды рябины. Попробуйте составить из них изученную нами букву У.

 (встают с мест , идут на ковер)

Воспитатель:

Молодцы! Едем дальше, послушай те мою вторую загадку:

« На горе шумит, а под горой молчит»

 Что это?

Вот мы и очутились с вами в осеннем лесу. Какие следы здесь оставила осень? Действительно, в лесу много грибов, ягод,  все деревья в красивом наряде.

-А попробуйте отыскать на иллюстрации изображение, похожее на букву У.

«У» - сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У»

Игра с мячом.

Давайте присядем на травку и отдохнем. (Дети садятся на коврик в круг, воспитатель с мячом произносит слова со звуком /у/ и без него).

Воспитатель:  если в слове есть звук /у/, то мяч следует поймать, если нет, то отбросить.Слова для игры: туча, лист, дуб, дерево, осень, мухомор,  дождь, груша, репка, лужа, паук и т.п.

Отправляемся с вами дальше искать осенние следы.

Давайте дружно:

Мы с вами в дудочку дудим. Как? у-у-у

Как поезд дружно мы гудим. Как? у-у-у

Вперед мы тянем губки. Как? у-у-у-у-у

В узенькую дуем трубку. Как? у-у-у-у-у

Отгадайте загадку и узнайте, куда едет наш волшебный поезд.

Воспитатель:

«Там морковка, там капуста,

Помидором пахнет вкусно.

И козла туда, друзья,

Нам никак пускать нельзя»

Правильно, это огород!  

Осень –  щедрое время года. Она дарит нам богатый урожай.

Игра «Кто внимательный»

Посмотрите внимательно на фланелеграф,

 На нем находится  синяя фишка.

- Какие гласные буквы пишутся после твердых согласных?

Под синей фишкой ставится - зеленая.

- Дети, назовите гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного?

Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает или переставляет гласный буквы  местами, а дети говорят, какой буквы нет или что изменилось, и исправляют ошибку.

-Молодцы! Но, к сожалению, нам пора возвращаться назад в детский сад.

-Скажите, пожалуйста вам  понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Какие следы осени мы с вами обнаружили?

С вами было очень интересно. Спасибо!

Музыка

Чайковский «Осенняя песнь» или

Т. Морозова «Разноцветная осень»

 Магнитная доска

Иллюстрация «Осени» на доске

Картинка «Поезд»

Доска

Мел

Иллюстрация «Фруктовый сад»

Фланелеграф

Фишки синего, зеленого, красного цвета для каждого ребенка

Иллюстрация  

Буквы У

Ягоды рябины

Тарелочки под каждого ребенка.

Иллюстрация

«Осенний лес»

Мяч

Иллюстрация

«Огород»

Фланелеграф

Синяя и зеленая фишки

буквы: а,о,я,ё,у.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Х"

Конспект НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Х"...

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [щ]" буква Щ» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [щ], букве Щ.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звук [ц]" буква Ц» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [ц], букве Ц.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы;Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие ...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Конспект по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой "У"

Образовательная деятельность для детей с 5 до 6 лет по обучению грамоте...