Игра -путешествие "Путешествие в мир гласных звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кожевникова Дарья Олеговна

Игра -путешествие  "Путешествие в мир гласных звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote_5.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Игра-путешествие

Тема: «Путешествие в мир гласных звуков»

                                                     (подготовительная группа)

Используемые педагогические технологии:

  1. Здоровьесберегающие
  2. Игровые
  3. Информационно-коммуникационные
  4. Личностно-ориентированные
  5. Исследовательской деятельности
  6. Проблемного обучения

                                                                                        Выполнила:

                                                                    воспитатель ГБДОУ детский сад №34

                                                   Красногвардейского района

                                                      Кожевникова Дарья Олеговна

Санкт-Петербург

2018

«Путешествие в мир гласных звуков»

Цель:

-Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .  

Задачи:

Образовательная:

-Закреплять знания детей о гласных звуках.

-Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

-Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

-Продолжать учить определять количество слогов в слове.

-Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

-Обучать звуко - буквенному анализу слова АУ.

-Учить составлять предложение.

Развивающая:

-Развивать речь, внимание, мышление.

-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательная:

-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

 

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка  из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания»,знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными  картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка  с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

 

Ход деятельности:

 

-Ребята, вы слышите? (раздается  музыка : звуки осеннего леса, дождя, птиц улетающих на юг)

-Что это за звуки? (ответы детей)

- Какое время года вы представляете, слушая эту музыку?(ответы детей)

-Ребята, а сейчас давайте закроем глаза и представим ,что мы с вами в осеннем - (фон – звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(пока дети»гуляют»по лесу ,воспитатель выставляет корзину)

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

- Узнали,  кто этот герой? (ответы детей)

- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку?   (ответы детей)

- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

-Кто это?(ответы детей)

- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

- Что нам помогло узнать звуковичков?(ответы детей)

- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?(ответы детей)

- Какие это звуки? (ответы детей)

 Почему? ( ответы детей: их можно пропеть, протянуть)

- Каким цветом обозначаются гласные? (ответы детей)

-Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

- Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

- Расставьте буквы к соответствующим  звуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука? (ответы детей)(Раздается звуки легкого ветерка, на ковре лежат листья)

- Посмотрите, ветерок принес нам много разноцветных листьев. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово. ( Игра «Найди пару»)

- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно.  (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако…)

-Ребята, какой звук объединяет вашу пару? Почему? ( Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

 - Ветерок принёс нам ещё листочки.(на столах) (Игра «Найди звук»)

- А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?(ответы детей)

- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть,(дети парами садятся за столы)

 - С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], …[и],…[ы] .  

- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

- Каким цветом?

- Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Правильно! Молодцы!

 -Разделите слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?(ответы детей)

- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

-Какие же звуки  и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

- Молодцы!                

- Ребята, давайте мы перевернем  листья, какие они на ощупь? (ответы детей)

- Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы,арбузные семечки, шляпки от желудей и т.д.)( Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»)

 - Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу.(дети выходят на ковёр)

- Ой, смотрите, закапал дождь. ( Физкультминутка «Дождик».)

Капля раз, капля два

         (ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

         (тоже самое)

А потом, потом, потом

         (руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

         (бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

         (остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

         (изображается над головой вид «зонтика»)

 

- Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка  [а] и  [у]

- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли?  (ответы детей)

- Правильно! Это слово АУ.

- Произнесём это слово тихо …, а теперь громко …

- Никто не откликается.

- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

- Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я – на доске.

- Сколько слогов в слове АУ?(ответы детей)

- Верно!

- Из скольких звуков состоит это слово?

- Какой первый звук?

- Обозначим звук  [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

- Какой второй звук в слове АУ?

- Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

- Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

- Прочитаем слово хором. (ИКТ появляются картинки Маши и  Миши.)

- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

получится?

Рефлексия.

- Какие звуки мы вспомнили?(ответы детей)

- Какие это звуки? Почему?(ответы детей)

- Чем звуки обозначаются на письме?(ответы детей)

- Чем звуки отличаются от букв?(ответы детей)

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше? (ответы детей)

-А что вам показалось трудным?(ответы детей)

- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные.Посмотрим.

- Чем они отличаются?(ответы детей) (настроением:  радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

Путешествие в Страну гласных звуков и букв.

Занятие по подготовке детей  к обучению грамоте....

«Путешествие в Страну Гласных Звуков»

Конспект занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)...

конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"

Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О»,  соотносить их с символами и  графическим обозначением....

Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Путешествие в страну гласных звуков"

Цель:Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;Учить составлять предложения по картин...

Комплексное занятие-игра для детей с ОНР 5-6л. «Путешествие в страну гласных звуков».

Итоговое занятие-игра для старших дошкольников с ТНР.   Закрепление знаний о гласных звуках и букв....