Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Путешествие в страну гласных звуков"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Глек Татьяна Анатольевна

    Цель:

    Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;

    Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;

    Учить составлять предложения по картинкам;

    Развивать зрительное и слуховое восприятие;

    Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zan._glasnye_i_soglasnye.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Путешествие в страну гласных звуков».

    Цель: 

    Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;

    Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;

    Учить составлять предложения по картинкам;

    Развивать зрительное и слуховое восприятие;

    Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

    Оборудование:

     Демонстрационный материал: символы гласных звуков, игрушки (собака, кошка, мышка, медведь, Колобок), сюжетные картинки, кукла в коляске, дорожка для Колобка, красный мяч.

    Раздаточный материал: красные бейджики, предметные картинки в конвертах, картинки на гласные звуки, спрятанные под цветными полосками, пеналы.

    1. Орг. момент

     – Л: Дети, мы с вами надели красные бейджики. Давайте посмотрим друг на друга и удивимся (дети поднимают брови).

     –  Л: Наверное, нас ждёт что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети улыбаются).

     –  Л: К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмурим наши брови (дети нахмуривают брови).

     –  Л: А теперь повторим ещё раз:

       

        Мы умеем удивляться,

        Мы умеем улыбаться,

        Мы умеем хмуриться.

    1. Постановка цели.

     – Л: Ребята, сегодня мы отправимся в страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и надели красные бейджики. А почему мы выбрали именно красный цвет для бейджиков?

     – Д: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаются красным цветом.

     – Л: Все готовы?

     

     – Л: Итак, мы отправляемся в путь!

      (Неожиданно появляется плачущая кукла)

     – Л: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то кукла. Вспомните, какой гласный звук нужно произнести, чтобы успокоить её.

     – Д: Гласный звук [ а ].

      (Предлагают успокоить куклу нескольким детям, пропев звук [ а ]).

     – Л: Посмотрите, кто это катится по дороге?

     – Д: По дороге катится Колобок.

     – Л: Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поёт. Кто                                                                                   догадался. Какой звук поёт Колобок?

     – Д: Гласный звук [ и ].

     (Один из детей двигает по дорожке Колобка, остальные дети длительно произносят звук [ и ])

     (Звучит фрагмент музыки из произведения С. С. Прокофьева “Петя и Волк”)

     – Л: Послушайте  музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок?

     (Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит Волку)

     – Л: Как вы думаете, что делает волк?

     – Д: Идёт, воет.

     – Л: Какой гласный звук ему подходит?

     – Д: Гласный звук [ у ].

     – Л: Давайте покажем , как волк идёт и воет.

      (Дети изображают волка и произносят звук [ у ])

     – Л: Ой, да от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь?

     (Дети изображают медведя и длительно произносят звук [ о ])

     – Л: Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произнесли?

     – Д: [а, у, и, о].

     – Л: Как называются эти звуки?

     – Д: Гласные.

     – Л: Чем они отличаются от согласных?

     – Д: Гласные можно петь и тянуть!

    1. Формирование направленного длительного выдоха.

     – Л: Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, а здесь “заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.

     

        Вышли на полянку,

        Сели все в кружок,

        Угадай картинку,

        Милый мой дружок!

     

    (Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками)

     – Л: Дети, поднесите “заколдованную” картинку к своим губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на неё так, чтобы картинка открылась Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.

    «Игра с мячом»  

     – Д: У меня абрикос – первый гласный звук [ а ]. А у тебя что?  

     (ребенок называет свою картинку и катит мяч другому)

     – Л: Молодцы, ребята. Теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске.(дети садятся)

     А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды? Я начинаю, а вы продолжайте.

     На [ а ] – автобус, аптека, антенна, автомат, азбука, аист…

     На [ у ] – умница, усики, утюг, улитка, удод, улица…

     На [ о ] –  обувь, окна, одуванчик, огурец, олень…

     На [ и ] –  избушка, игрушка, изюм, игла, икра, ириска…

    1. Физминутка.

    Л: Чтобы выполнить следующие задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

      а) “Натянем умную шапку”.

      б) “Позеваем”.

      в) “Покажем умную сову”.

           

           Совушка – сова,

           Большая голова,

           На суку сидит,

           На всех глядит.

    (Каждое упражнение 3 – 4 раза).

    (Дети садятся за столы)

    1. Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок.

    Л: Дети, посмотрите на картинки и определите, чем похожи и чем отличаются эти мальчики?

    Д: У мальчиков разное настроение (радость, грусть, испуг).

    Л: Давайте повторим следующие чистоговорки.

       

         У – У – У – Я домой пойду!

         О – О – О – Вот моё пальто!

         А – А – А – Спать уже пора!

    Л: Угадайте, кто из изображённых мальчиков мог так сказать?

    Пальчиковая игра «Смешные человечки».

    1. Определение гласного звука в середине слова.

    Л: Ребята, в нашу страну гласных звуков пришло странное письмо от собачки.

       

        Эта добрая собачка

        Нам отправила письмо.

        Пишет нам, что Звукоежка

        Лишил голоса её.

        Кошка Мурка замолчала,

        Слышно только “Мр” да “Мр”,

        А мышонок пискнул только,

        А потом совсем притих.

    Л: Как вы думаете, что натворил Звукоежка?

    Д: Звукоежка взял и съел все гласные!

    Л: Дети, давайте вернём все гласные звуки животным. Как лает собачка? Какой гласный звук слышится в её крике.

    Д: (показывают символ звука [ а ]).

    Л: Мышонок по имени Пик, просит и ему помочь. Какой гласный звук живёт в его имени? Давайте выложим из квадратиков имя мышонка (Выкладывают слово Пик).

    Л: А почему кошка перестала мурлыкать? Какой звук съел Звукоежка? (Показывают символ звука [ у ]).

    Л: Молодцы ребята! Спасибо вам за то, что вернули голоса Мышонку, Собачке и Кошке. Теперь вы поняли, что без гласных звуков нельзя. Это очень важные звуки.

    Л: А теперь откройте свои конверты и определите, какие гласные звуки живут в названии ваших картинок?

    1. Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки.

    Л: Назовите части лица, в названии которых есть звук [ о ].

    Д: Лоб, нос, рот, брови.

    Л: Повторяйте за мной и не ошибитесь.

    (Игра “Путаница”).

    1. Составление предложений по картинкам.

    Л: Придумайте имена детям так, чтобы они начинались с гласного звука, а потом составьте предложение.

    1. Итог занятия.

    Л: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране гласных звуков. Молодцы, ребята, вы хорошо занимались!

       

     

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР "Забавные приключения со звуками С-СЬ"

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Забавные приключения со звуками С - СЬ". Интеграция областей: коммуникация, познание, здоровье....

    Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые».

    Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

    Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

    Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

    Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

    Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Волшебные снежинки»

    Цель: создать условия для закрепления и уточнения знаний детей о зиме....

    Конспект НОД в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по теме: "Животные жарких и северных стран"

    Цели занятия: Коррекционно-образовательная: - систематизировать знания детей по темам: Животные жарких стран", "Животные севера"...