Итоговый досуг по обучению грамоте в подготовительной группе «Покорение вершины горы Грамотейка".
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кацер Светлана Геннадьевна

Этот досуг я проводила как итоговое мероприятие с детьми по обучению грамоте. Надеюсь, что кому-нибудь из педагогов пригодится мой опыт и моя разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_dosug_pokorenie_vershiny.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый досуг по обучению грамоте в подготовительной группе  «Покорение вершины"

 Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте; учить применять их в практической деятельности – игре.

Задачи:

- Закрепить знания о звуках и буквах (характеристика звуков по акустическим признакам: мягкий – твёрдый, звонкий - глухой) 

- Закреплять умение определять первый и последний звуки в слове.

-  Закрепить умение подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове (навык звукового анализа);

- Закреплять умение заменять первый согласный в слове на заданный звук.

- Закреплять умение подбирать слова на заданный слог.

- Закреплять начальные навыки чтения.

-  Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

 Оборудование, материалы: два столика, макет или большой рисунок горы, флажки двух цветов (которые можно вставлять на уступы горы); два рюкзака – в них дидактический материал для заданий: наборы карточек c буквами, магнитная азбука, слова-ребусы, мяч, сладкие подарки для детей.

                                                       Ход досуга:

1.Оргмомент:

  - Ребята, сегодня нас ожидает интересная игра.  Мы пройдём трудные испытания, в которых надо будет использовать те знания, которые в течение года мы получали на занятиях.

Назовите слово, которое отличается от остальных: мак – рак – альпинист – бак.

–Альпинист – кто это? (это человек, который покоряет горные вершины). Сегодня мы, как настоящие альпинисты будем покорять вершину горы Грамотейка. Восходить на гору легко, когда есть слаженная команда, и сейчас мы разделимся на 2 команды.

Но для начала мы выберем капитанов команд. Капитанами команд смогут стать ребята, которые первые правильно ответят на мои вопросы. Ответы я буду принимать только у тех ребят, которые поднимут руку. Это будут капитаны.

Ребята, из чего состоит наша речь? (из звуков) А какие мы знаем звуки? (гласные и согласные) Внимание, вопрос для будущих капитанов.
- Назовите 3 гласных звука.
- Назовите 3 согласных звука.

Капитанами команд становятся ……..

А теперь капитаны выбирайте себе команды. Ребята, нашим командам надо придумать названия. Сейчас вы 1 минутку посовещайтесь и придумайте своей команде названия. (Если дети не смогут придумать названия предложить: «Знайки» и «Умники».)

А еще у нас сегодня есть судьи, которые будут вести счёт набранных командами баллов. Это …(представление жюри)

Ну что же, в путь!

 На первом уступе горы Грамотейка нас ждёт и первое задание.

Уважаемые «Знайки» и «Умники». Вам сейчас предстоит сразиться в блицтурнире друг с другом. Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые вы должны будете дать ответ. За правильный ответ команда получает один балл. Победит та команда, которая даст больше правильных ответов.

Если команда дает неправильный ответ, другая команда может заработать дополнительный балл, ответив на вопрос своих соперников. Команды, вам все понятно? Тогда начинаем.

Вопросы:

- Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит.
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт… (звук).

-Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).


-
Чем отличаются звуки от букв?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

-  Почему не поются согласные звуки? Что им мешает? (губы, зубы, язычок).

- Какими могут быть согласные звуки?
- Как можно определить звонкий звук или глухой?
-
 Что ставится в конце предложения? (Точка)

-  Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

-  Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

Я попрошу жюри подвести итоги конкурса.

– Что за спиной несет альпинист? (Рюкзак.) И у нас с вами тоже есть рюкзаки, давайте посмотрим, что там лежит(достаем первое задание.) Альпинисты, когда взбираются на гору, движутся по цепочке, которую нельзя прерывать.

  1. Игра «Волшебная цепочка».

Две команды – два рюкзака. Достаем игрушки, каждому игроку по одной, дети строят цепочку, подбирая игрушки так, чтобы последний звук в названии одной являлся первым в названии следующей. Первую игрушку для каждой команды (цыпленок и телефон) выставляет воспитатель.

1) ЦЫПЛЕНОК КАРАНДАШ ШАРФ ФОТОАППАРАТ ТАРЕЛКА

2) ТЕЛЕФОН НОСОК КОШКА АНАНАС СОБАКА

– Молодцы! Первый уступ преодолели! (На «уступ горы» ставятся флажки с двух сторон, так делается после выполнения каждого задания).

Давайте двигаться дальше. Лезем вверх. Трудно, но интересно. А вот и второй уступ. И , естественно, второе задание.

Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
А когда с умом, толково,
Их поставишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

  1. Задание « Волшебные превращения».

Каждой команде раздается по 3 карточки с буквами. Необходимо превратить буквы в слова:
    М    Л    Е
    Н    С     О
    Т     Р     О
    О    М     Д
    Е    Л      С
    О    К      Т

 Вот и второе препятствие преодолено. Кто хочет продолжить наше восхождение на вершину? Тогда вверх и вперёд! А здесь на третьем уступе нас дожидается испытание на смекалку.

3. Отгадайте-ка загадки:

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.
Кто такая я?

(Тетрадь)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?

(Карандаш)

Отгадай, что за вещица,
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она  сеет-сеет семена,
Не на поле, не на грядке,
На листах твоей тетрадки.

(Ручка)

Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.

(Резинка)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.

(Кисточка)

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Ручка, книжка и альбом.

(Портфель)

Надо же как мы с вами уже высоко забрались. Но отступать нельзя, и мы с вами двигаемся дальше.

  1. Задание « Ребус».

А сейчас вам предстоит справиться с очень трудным заданием. В словах, которых я вам покажу спрятались животные, а вам надо их найти. Готовы?

минУТКА, теЛЕВизор,  БАРАНка,  КОНЬки,  стреКОЗА,  раКИТа,  КОТлета, чертЁЖ,  ЛОСЬон,  кОСА.

И эта вершина вам покорилась. А мы идём дальше и покоряем всё новые и новые вершины.

5. Игра «Новые слова» с мячом. Команда встает в круг. Нам на дороге попался «горячий» камень. Уберём его с дороги. Будем перекидывать друг другу мяч и заменять первый звук в слове на С (бок – сок, дом – сом, лук – сук, мало – сало, ранки – санки, мода – сода). Замени первый звук в слове на звук З (вал – зал, губы – зубы, набор – забор, двери – звери, накат – закат, гнать – знать)

6. Физминутка.

Вверх ладошки!Хлоп, хлоп, хлоп!     Хлопки над головой.

По коленкам - шлеп, шлеп, шлеп       Хлопки по коленям

По плечам теперь похлопай                Шлепки по плечам.

По бокам себя пошлепай.                    Шлепки по бокам.

Можем хлопнуть за спиной Хлопаем перед собой!     Шлепки за спиной и перед грудью.

Справа - можем, слева - можем!

И крест- накрест руки сложим!           Поколачивание по груди.

И погладим мы себя,                             Поглаживание по рукам,

Вот какая красота!                                 груди, бокам.

7.Игра «Повтори - не ошибись!» Ну, кто сможет повторить быстро, правильно, не ошибаясь?

- У Саши в каше сыворотка из простокваши.

- Наш Полкан попал в капкан.

- Лара у Вали играет на рояле.

- На дворе трава, на траве дрова.

- Саша любит сушки, а Соня – ватрушки.

- От топота копыт пыль по полю летит.

8. Подбор слов на заданный слог.

Игра « Слоговой аукцион». 

– Какой первый слог в слове гора? Дети 1 команды подбирают слова, начинающиеся на слог(го). Какой второй слог в слове гора? (ра). Дети 2 команды подбирают слова, начинающиеся на слог(ра).

9. Итог: Ура! Молодцы! Мы достигли вершины горы Знаний. Так как мы с вами не повернули обратно, преодолели все препятствия и победили во всех испытаниях, то я думаю, что все вы уже действительно готовы к школе. А сейчас все альпинисты получают сюрприз, который ожидал их на вершине горы. Детям раздаются сладкие подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Целью итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе  «Путешествие в королевство Грамоты» является  выявление уровня знаний детей, готовность к шк...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

Итоговое занятие по обучению грамоте  в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор»....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну грамотейка» (с применением игровых технологий Воскобовича)

Конспект предназначет для детей подготовительной группы по обучению грамоте для открытого районного мероприятия. Образовательными задачами является: развитие фонематического слуха и  восприя...