НОД по развитию фонетико- фонематической стороны речи в старшей группе с ОНР.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Полянина Елена Ивановна

Тема : Звуки "Ф", "Фь". Буква Ф.

НОД с использованием игровой технологии Воскобовича В,В, " Сказочные лабиринты игры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_obucheniyu_gramote.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию фонетико-фонематической стороны  речи в старшей  группе с ОНР.( учитель- логопед : Полянина Е.И)

Тема: «Звуки Ф-Фь. Буква Ф».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель: познакомить детей со звуками «Ф»  и «Фь», буквой Ф

Коррекционно-образовательная:

-  научить характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам; помочь запомнить моторный образ буквы Ф; формировать навык чтения ( слоги с буквой Ф).

Коррекционно-развивающие:

- развивать интерес к обучению грамоте, интеллектуальные и творческие способности детей, посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В.В. 

- развивать фонематические процессы, учить определять место звука в слове;

 - развивать психические процессы: внимание, память, воображение, логическое мышление;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать самоконтроль за вновь поставленными звуками.

-формировать положительный эмоциональный настрой к НОД .

Оборудование:

  • Игровое поле « Коврограф Ларчик»
  • плоскостное изображение сказочного персонажа Лопушка
  • пособие для знакомства с гласными звуками В. Воскобовича   «Буквоцирк»;
  • персонажи « Звуковички», зеркала
  • игровое пособие « Конструктор букв», персонаж Филимон Коттерфильд
  • игровое пособие по обучению чтению В.Воскобовича  диск « Песенки «Складушки»;
  • персонаж слоник Лип-Лип, набор « Разноцветные кружки», кармашки ( 3 шт)
  • карточки с заданием на составление слогов;
  • простой карандаш;

Ход НОД

Л.:-  Дети, я очень рада видеть вас. Сегодня к вам я пришла не одна, а с жителем сказочного леса Лопушком. Ключ, который открывает « замки» в душах всех людей,  это улыбка. Давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу  и Лопушку красивую улыбку.

Психогимнастика « Улыбка».

Л.: Он рассказал мне, что услышал от своих друзей об акробатах, фокусниках, дрессированных слонах, клоунах. Он очень расстроился, он хотел бы сам посмотреть на них, но не знает, где их увидеть. Что же делать? Как ему помочь?

( Пойти в цирк).

 

Л.: И сегодня у нас в детском саду  необычное  цирковое представление и мы пригласим Лопушка.

Л: А теперь садитесь на свои места. ( Дети проходят и садятся ) Представление начинается.( Марш)

Л: Под звуки марша, под свет синих прожекторов на арену друг за другом выходят артисты-акробаты и выстраиваются в ряд.

( Логопед представляет каждого артиста).

Л: Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?

Д: Это Арлекин.

Л: Какая любимая песенка Арлекина? Помогайте Арлекину петь.

Д: А-а-а.

Л: А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.

Д: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.

Л: Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?

Д: Это Урлекин и его песенка У-у-у.

Л: А вот и следующий артист-акробат. Споем с ним его песенку.

Д: Это Эрлекин и его песенка Э-э-э.

Л: Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?

Д: Это Ырлекин и его песенка Ы-ы-ы.

Л: А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.

Д: Это Ирлекин и его любимая песенка И-и-и.

Л: Аплодисменты нашим артистам.

А сейчас антракт.

Артикуляционная гимнастика «Цирк»

Цирк по улице идет,
Все стоят, разинув рот! (Открыть рот)
Цирковое представление
Нам повысит настроение! (Широкая улыбка)
А спортсмены-акробаты
Ловко скачат на лошадке. (Цокаем языком)
Мишка едет по канату,
Он получит мед в награду. (Слизываем мед с губ)
На качели дружно сели,
Вверх под купол полетели. (Язычок поднимается к носу и опускается к подбородку)

Л: Антракт закончился. Представление продолжается.

Л: Во втором отделении на арену выходят новые артисты. А узнать его поможет песенка складушка. Подумайте, какие звуки встречаются в ней чаще других? ( Дети слушают песенку).

Д: Звук «ф» и « фь».

Л: Давайте произнесем звук «ф» все вместе.

- Ребята, придвиньте зеркала. Произнесите  звук[ф], [фь],

- Ребята, при произнесении звуков  [ф] , [фь],струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)

Значит во рту есть преграда для его произношения.

Как вы думаете звук «ф», [фь], - гласные или согласные?

Д: согласные.

Л: Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Определите: звонкие  или глухие?

Д: Они глухие.

Л: Звук « Ф» твердый или мягкий ?

Д: Твердый.

Л: Звук « Фь» твердый или мягкий ?

Д: Мягкий.

Л: Верно. Звук « Ф» какой? Он согласный, твердый, глухой .

В: Каким цветом мы будем его обозначать?

Д: Синим.

Л: Верно. Звук « Фь»  какой? Он  согласный, мягкий ,глухой .

В: Каким цветом мы будем его обозначать?

Д: Зеленым.

Представление продолжается. На арене появляется всемирно известный фокусник Филимон Коттерфильд. ( Марш).

 Одним движением лап он достает из цилиндра деревянные палочки  и превращает наши звуки в букву «ф». ( Барабанная дробь)

Л:  Антракт.

Физминутка:  Антракт.

На арену клоун вышел. (становимся в круг)

Кто из вас о нем не слышал? (разводят руки)

Поклонился, улыбнулся,

Потянулся, повернулся.

Он присел, потом привстал,

Головою покачал.

Мы захлопали в ладоши,

Значит клоун был хороший

Л: Занимайте свои места. Представление продолжается.

Внимание!

А теперь на арену выходит слоник Лип-лип. В его ларце картинки. Он предлагает вам  определить, где спрятались звуки « ф» и «фь» : в начале, середине или конце слов и на этой части разместить нужный кружок.

(Картинки: портфель ,патефон, жираф, филин, фонарь, фокусник)

Л:  Представление продолжается.

Внимание! В третьем отделении вы увидите необычное музыкальное представление.

Артист Ф вместе с акробатами исполнит веселые песенки. А мы им поможем.

Л: У вас  лежат карточки, на которых нарисована таблица. С ее помощью мы услышим эти песенки. Возьмите в руки карандаши и начинаем сочинять.

Первым артист Ф исполнит песню с Арлекином. Проводим дорожку от буквы Ф к букве А. Что у вас получилось?

Д: Фа.

Л: А теперь песенка звука Ф и У. Что получилось?

Д: Фу.

Л: Следующая песенка артиста Ф и Орлекина. Что получилось?

Д: Фо.

Л: А это песенка звука Ф и Э. Что получилось?

Д: Фэ.

Л: А это песенка звука Ф и Ы. Что получилось?

Д: Фы.

Л: А это песенка звука Ф и И. Что получилось?

Д: Фи.

Аф, ОФ, УФ, ЫФ, ЭФ,ИФ

Л: Наше представление подходит к концу.  Лопушку бы хотелось оставить на память портрет нашего нового артиста Ф.А фотоаппарата у нас нет , что же делать?  ( Сделать , нарисовать)

Эти портреты вы сделаете своими руками. ( На ковролине с помощью конструктора букв выкладывают букву Ф).

Л: Что у вас получилось?

Д: Буква Ф.

Л: А теперь придумайте к своей букве слово.

( Дети называют слова).

Л: Представление закончилось.  Лопушок благодарит вас за помощь, но навсегда запомнит артистов сегодняшнего представления. А вам понравилось цирковое представление и наши артисты. Выступление какого артиста вам больше всего запомнилось. ( Ответы детей).До встречи, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»

ема «Звуки Х - Хь»Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.Задачи:• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнят...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».

Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после...

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [З – З’]»

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи разработано в игровой форме. Дети на протяжении всего занятия выполняют задания, которые спрятаны в коробках, сложенных одна в другую...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...