Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи. Тема "Звук и буква "Ч"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Чиркова Светлана Николаевна

в данном конспекте представлен материал по подготовке обучению грамоте. Темой занятия является знакомство дошкольников со звуком{Ч] и буквой"Ч"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Ч

Цель: Познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со звуком [Ч'] и буквой Ч;

учить характеризовать звук [Ч'] по акустическим и артикуляционным признакам;

закрепить понятие звук и буква;

совершенствовать навык звукового и слогового анализа

Развивающие:

развивать фонематические процессы;

обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;

упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;

развивать внимание, память;

развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков,  цветные фишки для звукового анализа, чашки (заготовки для детей и образцы),  ручки, цветные карандаши.

1. В.: - Сегодня к нам в гости пришёл интересный герой, а кто он такой, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не волченок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка.

И зовется….(Чебурашка)

В.:-Дети, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать. Он пришел сегодня к вам, чтобы и вас многому научить и, конечно же, поиграть с вами.

- Дети , скажите, какой звук слышится в начале слова Чебурашка?(звук [ч])

-Верно, сегодня мы познакомимся со звуком и буквой ч, будем следить за правильным произношением и выполнять все задания которые приготовил для нас Чебурашка.

-Давайте, сначала покажем Чебурашке, как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался».

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

В.:-Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

-Расскажите Чебурашке, на какие две большие группы делятся звуки(гласные и согласные)

-Гласные это те звуки, которые мы можем петь, при их произношении нет преграды в ротике.

-Согласные – это те звуки, при произнесении которых есть препятствие в ротике.

-Какие  бывают согласные звуки? (твердые и мягкие) А еще?(звонкие и глухие).

В.: -Молодцы, все правильно ответили. Дети у Чебурашки есть фотография и он принес ее с собой. Вот какой Чебурашка.  Но и у нашего звука есть свое изображение, это буква (Че). Мы с вами знаем что звук мы слышим и произносим, а букву?(Видим, читаем и пишем)

Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Восп: -Дети, давайте выложим букву (Ч) из палочек. Сколько Вам понадобится палочек, чтобы получилась буква Ч(Четыре)

-Молодцы, все справились.

Произнесите звук еще несколько раз и расскажите Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.

-Как ведут себя губы?(Губы округлены)

-Что делают зубы?(Зубы закрыты)

-Что делает язык?(Язык приподнят)

-давайте произнесем все вместе этот звук

-Какой это звук: гласный, или согласный? Почему?(Звук согласный, потому что при произнесении встречаются преграды.)

-Звонкий или глухой звук [Ч]  Почему?(Глухой, потому что нет вибрации в горлышке, горлышко молчит)(…поставь нужный знак)

-Твердый, или мягкий(Мягкий)

-Дети звук [Ч] всегда мягкий

-Каким цветом будет обозначатся звук[Ч](Зеленым)

-Да, верно, Звук [ч] –согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом.

 А Чебурашка предлагает поиграть вам в игры с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с помощью звука [ч] как:

- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;

-поезд едет: чух- чух-чух;

-так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);

В.: - Чебурашка принес мячики, на них написаны разные буквы, я буду произносить их, и если вы услышите звук [Ч ]хлопайте в ладоши, а потом их подсчитаем.

Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, З

-Сколько мячиков было со звуком Ч(пять)

Теперь я буду говорить слоги и слова, если услышите в них звук [ ч[ -поднимите руку

Ча, Мо, Да, Чу, Шу, повар, врач, водитель, летчик, сторож, почтальон.

В.: Молодцы. Чебурашка приехал к нам на поезде и предлагает поиграть в игру «Веселый поезд» Выходите и вставайте в круг друг за другом. Послушайте как ехал поезд и повторяйте за мной. Когда песенка закончится, возьмите картинку у которой вы остановились и по количеству слогов  рассадите пассажиров по вагончикам. (количество слогов в слове должно совпадать с количеством окошек в вагончике).

Ча-ча-ач-ач-ач

Чи-чи-ич-ич-ич

Че-че-еч-еч-еч

Чо-чо-оч-оч-оч

Чу-чу—уч-уч-уч

В.:- Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где находится звук «Ч».(работа за столами)

В.:-Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас  звук Ч- волшебный. Он превращает все большое в маленькое.  Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая –речка. Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое.

Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко, кошка-коше(ч)ка, собака-соба(ч)ка, шкаф-шкаф(ч)ик, лампа-лампо(ч)кА, стул-стуль(ч)ик .

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
-И следующая игра«Назови ласково соседа, чтобы в слове появился звук Ч», передавая мячи- ёжик соседу

Саша-Сашечка, Ваня- Ванечка, Алена-Аленочка, т.д.

Скажите, а какой звук нам помогал обращаться друг к другу ласково? Звук Ч.

  Засиделся Чебурашка с нами и захотел размяться. Ребята, давайте научим его нашей разминке.

Скажем громко, дружно «О»-руки тянем высоко.

Скажем все мы тихо «И»- руки в стороны тяни.

«У»- вперед протянем руки, «Э»- за спину заведем.

А на «А» мы их опустим, по дорожке в лес пойдем.

А в лесу мы крикнем «Ы»! Эхо, звуки повтори: «О, И, У, Э, А, Ы»

Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами:

Вот и курочка вышла погулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!

Прибежал весёлый  А, прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О, прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый  У, прочитали дети… ЧУ
Прибежал   милёнок И, прочитали дети… ЧИ 
Прибежал красавчик  Е, прочитали дети… ЧЕ
Прибежал  серьёзный  Ё, прочитали дети… ЧЁ 

В.:-Дети Чебурашка немного заскучал.

Чебурашка, не скучай,

Пей из чашки вкусный…(чай)

У Чебурашки есть очень красивая чашка. У вас на столах тоже есть чашечки. Выложите узор так, чтобы получилось слово чашка.

Достаем фишки и выкладываем на столе звуковой анализ слова чашка. (дети выкладывают)

-Саша называй какой первый звук. Выходи к доске и объясни…и т.д.

-Дети сколько в этом слове слогов?(Ответы детей)

-Семен объясни почему два(потому-что в этом слове две гласные)

-А теперь прохлопаем.

Чашки-готовы, пора заваривать чай. А чтобы он получился вкусным, давайте наполним чайник родственными словами к слову чай.(Чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный(сервиз).

В.: Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить

Чтобы слово получить.

(Сы, ча  Ча,да  Ка, чай  Ка, точ  Ча, ту  Ча, све  Ник, чай  Чок, су   Ка, чаш   Чо, пле  Ка, точ)

В.:-Молодцы!

Дети, Чебурашка приготовил для вас картинки(чайник, ручка, чеснок), придумайте предложения используя предлоги «в», «по», «на».

Дети мне понравилось вот такое предложение…

Сосчитаем сколько слов в этом предложении, загибаем пальчики. Какое в этом предложении было короткое слово?(Саша)

 Выложите на столе схему предложения, а Алена на доске.

 Проверяем,все правильно?

Андрей, почему ты первую поставил полоску с уголком(_потому-что в предложении первое слово пишется с большой буквы)

Влада, почему каждая полоска лежит отдельно?(потому-что в предложении все слова пишутся раздельно).

Маша, почему в конце ты поставила точку.

 Итог занятия

В.:- Дети, кто был у нас в гостях на занятии (Чебурашка)

В течении всего занятия Чебурашка наблюдал за вами, видел, что вы говорили правильно. Вы и сами научились, и Чебурашку научили.

Чебурашке пора возвращатся в свою сказку.

Какой у нашего гостя любимый звук?

Какие задания показались вам интересными? Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий «Космическое путешествие»

Задачи:Образовательные:1.Закреплять знания детей о космосе. Вызвать интерес к творческой деятельности.2.Закреплять умения детей отвечать полными предложениями на вопросы. Активизировать словарный запа...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи "Прогулка в весенний лес"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Прогулка в весенний лес", тема недели "Дикие животные весной", для детей 6-7 лет....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Путешествие в космос»

Я предлагаю вам отправиться в очень интересное космическое путешествие. Но, чтобы полететь в космос, вы должны быть здоровыми, сильными, выносливыми, заниматься физкультурой, делать зарядку по утрам. ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи на тему "Ключи"

Задачи: речевое развитие обогащать словарь детей по теме "Ключи". Ключ- родник, скрипичный, гаечный, разводной и т.д.; познакомить с многозначным словом "ключ" с использованием про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с элементами художественно – эстетического развития: «По страницам русских сказок».

Занятие проводится с детьми подготовительной группы. Проводя с детьми данное заняте, мы закрепляем знание детей о русских народных сказках, развиваем речевую активность детей, воспитываем у дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Мы идем в театр»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группепо развитию речи«Мы идем в театр»...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий на тему «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий на тему «Гуси-лебеди»...