План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи на тему "Ключи"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Задачи: речевое развитие обогащать словарь детей по теме "Ключи". Ключ- родник, скрипичный, гаечный, разводной и т.д.; познакомить с многозначным словом "ключ" с использованием проблемной ситуацией; упражнять в подборке родственных слов, закрепить умение составлять предложения по схеме; развивать умение классифицировать, сравнивать,обобщать,устанавлевать причино-следственные и логические связи; развивать умение отвечать на вопросы осмысленно и полным предложением; воспитывать умение слушать друг друга.

социально-коммуникативное развитие создать ситуацию для обобщения знаний по теме "Ключи"; воспитывать у детей умение работать в группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность высказываться;

физическое развитие удовлетворять потребность детей в двигательной активности;

художественно-эстетическое развитие учить слушать музыкальные произведения с пониманием сюжета по тексту песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klyuchi.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность в старше-подготовительной группе

по теме: «Ключи»

ОО «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

«Речевое развитие»:

- Обогащать словарь по теме «Ключи»: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.

- Познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации.

- Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам.

- Развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи.

- Развивать умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением

- Воспитывать умение слушать друг друга.

2) «Социально-коммуникативное развитие»:

- Создать ситуацию для обобщения знаний у детей по теме: «Ключи».

- Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

3) «Физическое развитие»:

- Удовлетворить потребность детей в двигательной активности

4) «Художественно-эстетическое развитие»:

- учить слушать музыкальные произведения с пониманием сюжета по тексту песни.

Методы и приемы:

 практические: решение проблемных ситуаций,  дидактическая игра «Что к чему подходит?»; наглядные: рассматривание картинок с ключами; словесные: эвристическая беседа.

Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Буратино»

Игровая

 Дидактическая игра «Что к чему подходит?»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций (какие бывают ключи)

Коммуникативная

Эвристическая беседа, придумывание историй по схемам

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассматривание картины «Лесная поляна», рассматривание картинок ключей

Ход занятия

Вводная беседа:

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе./

- Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей./

- Ребята, а с кем можно дружить? /С другом./ А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители./

Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга./

- Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

1. Постановка проблемы

"Однажды встретились два друга.

- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа.

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история."

Эвристическая беседа:

- О ком этот рассказ?

- Что случилось с Сережей?

- А что ответил Саша?

- Почему же друзья разошлись?

- Какая проблема возникла у мальчиков?

- Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

- Сможем ли мы помочь мальчикам?

- Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).

- Теперь проблема мальчиков и наша проблема.

- Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

2. Актуализация знаний

- А какие вы знаете ключи?

Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/

Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами.

3. Выдвижение гипотез

- Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Значит, Сережа мог потерять :, :, или : ключ.

- Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/

- Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

4. Проверка решения

- Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: /

- Из всех источников знаний в нашей группе есть:

-Давайте заглянем в него.

Проверка в словаре.

- Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник).

Повторное рассматривание иллюстраций с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Воспитатель читает стихотворение.

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной. (Д.Лукич)

Физ. Минутка

Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:

Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.

- Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/

5. Введение в систему знаний

Рассматривание иллюстрации ключа - родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком

- Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/

Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее.

Скажи "родник" - и вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились

- Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные?

- Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - : .

- Сколько значений у слова "ключ"?

- Значит, слово "ключ" - : .

- Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное./ 

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру  «Что к чему подходит?» /дети делятся на две команды, каждой команде раздаются картинки: одной - с нарисованными ключами, другой – с предметами, к которым необходимо подобрать ключи.

- Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, :)

Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.

Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий «Космическое путешествие»

Задачи:Образовательные:1.Закреплять знания детей о космосе. Вызвать интерес к творческой деятельности.2.Закреплять умения детей отвечать полными предложениями на вопросы. Активизировать словарный запа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Путешествие в космос»

Я предлагаю вам отправиться в очень интересное космическое путешествие. Но, чтобы полететь в космос, вы должны быть здоровыми, сильными, выносливыми, заниматься физкультурой, делать зарядку по утрам. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с элементами художественно – эстетического развития: «По страницам русских сказок».

Занятие проводится с детьми подготовительной группы. Проводя с детьми данное заняте, мы закрепляем знание детей о русских народных сказках, развиваем речевую активность детей, воспитываем у дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи «Мы идем в театр»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группепо развитию речи«Мы идем в театр»...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи в форме квест-игры, посвященной Дню Победы «За Родину».

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».Форма про...

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию речи через театрализованную деятельность. Тема: «Мы артисты»

Цель: Развитие выразительности речи через театрализованную деятельность.  (детская цель: - Развитие речи через театрализованную деятельность в подготовительной группе, инсценировка сказки...