Программа кружковой работы «АБВГДейка» для детей подготовительной группы
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Вернези Оксана Николаевна

Программа кружковой работы по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Является продолжением программы "АБВГДейка" для старшей группы. Включает в себя пояснительную записку, основные направления, цель и задачи, а также план реализации для детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Ростова-на-Дону «Детский сад № 69»

Программа  кружковой работы

«АБВГДейка»

для детей  подготовительной группы

на 2019-2020 уч. год

 

 

 

                                                                                        Руководитель:воспитатель

                                                                                         Вернези О. Н.

             

 

г. Ростов-на-Дону

Пояснительная записка.

       На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте как учебного предмета является: развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности.

       Задачей педагогов ДОУ является создание таких условий обучения грамоте, в результате которых сам процесс овладения грамотой протекал бы как можно естественнее, способствовал духовному развитию ребенка, возбуждал интерес к самостоятельному чтению книг и обеспечивал формирование необходимых предпосылок школьной зрелости.

          Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть «от простого к сложному»). Организация обучения продумана таким образом, что:

обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,

каждый ребенок может участвовать в процессе выполнения заданий,

используется индивидуальный и дифференцированный подходы к детям (сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).

      За основу  своей работы  взят  опыт    Маханёвой М.Д. по  развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.

  Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы обучения пробуждает у детей интерес к новым знаниям, которые глубже усваиваются, а позднее охотно и активно будут использоваться в самостоятельной деятельности. Занятия по обучению грамоте построены на литературном материале: народные загадки, стихи и загадки детских поэтов (С. Маршака, В. Степанова, К. Чуковского, С. Михалкова, А. Шибаева и др.), сказки о буквах Г. Юдина.

         На  занятиях  по  обучению  чтению  детям  даются  разнообразные  упражнения  и  задания  для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.

         Данная программа является продолжением программы  кружковой работы «АБВГДейка» для детей  старшей группы и  рассчитана на 1 год, для детей 6-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раза в неделю. Продолжительность –30 минут. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти.

Основные направления программы:

 - Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

- Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

- Формирование буквенного гнозиса;

- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

- Формирование интереса к чтению;

- Развитие психических процессов.

Цель программы: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

Задачи:

  • учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);
  • знакомить со смыслоразличительной функцией звука, учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;
  • знакомить с графическим изображением буквы;
  • обучать чтению слогов;
  • способствовать усвоению единиц языка: звук, слог, слово, предложение;
  • обучать работать в ограниченном пространстве, четко изображать намеченный контур без выхода и с выходом за ограниченное пространство;
  • прививать элементарные гигиенические правила письма;
  • развивать и укреплять мелкие мышцы руки;
  • воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

План реализации кружка «АБВГДейка» (подготовительная группа)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

3

Повторение пройденного материала.

Повторить понятия «звук», «буква».

Совершенствовать навык звуко - буквенного анализа слов.

Развитие фонематического восприятия,  общей и тонкой моторики, координации движений.

4

Согласные звуки [з], [з,], буква З, з.

Учить анализировать артикуляцию звонких согласных [з], [з,],

сопоставлять их с глухими [с], [с,].

Развивать слуховое внимание.

Познакомить с буквой З, з.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы З,з.

Октябрь

1

Согласные звуки [з], [з,], буква З, з (продолжение).

Упражнять в выборе слова к звуковой модели.

Тренировать в определении количества слогов в слове.

Упражнять в обводке предметов по контуру и их раскрашивании.

2

Согласные звуки [б], [б,], буква Б, б.

Вспомить изученные ранее буквы.

Познакомить с буквой Б, б.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Б, б.

3

Согласные звуки [б], [б,], буква Б, б (продолжение).

Упражнять в звуковом и слоговом анализе слов.

Тренировать в объединении слов в группы по количеству слогов.

Упражнять в обведении предметов по контуру.

4

Согласные звуки [д], [д,], буква Д, д.

Развивать слуховое внимание.

Учить выделять слова из текста со звуками [д], [д,].

Упражнять в подборе слов со звуками [д], [д,].

Познакомить с буквой Д, д.

Упражнять в штриховке и письме по образцу печатной буквы Д, д.

Ноябрь

1

Согласные звуки [д], [д,], буква Д, д (продолжение).

Учить проводить звуковой анализ слов со звуками [д], [д,].

Упражнять в соотнесении звуковых схем с соответствующими словами.

Упражнять в обведении предметов по контуру.

2

Алфавит.

Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.

Развивать внимание, память, мышление, воображение, развивать связную речь (монологические и диалогические формы).

3

Согласный мягкий звук [й], буква Й, й.

Тренировать в определении количества слогов в словах.

Познакомить со звуком и буквой Й, й.

Выяснить особенность звука [й] – всегда мягкий согласный.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Й, й.

4

Согласный мягкий звук [й], буква Й, й (продолжение).

Учить читать слоги, составленные из знакомых букв.

Упражнять в звуковом анализе слов с мягким согласным [й,].

Развивать мелкую моторику, учить обводить предмет, не отрывая карандаш от бумаги.

Декабрь

1

Особенные буквы.

Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.

Активизировать знания детей о гласных и согласных буквах.

 Дать представление об особенных гласных буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю» и о буквах «Ъ» и «Ь».

2

Буква Я, я в начале слова.

Проанализировать произношение слов, начинающихся со звуков [йа]. Познакомить с обозначением этих звуков буквой Я.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Я, я по образцу.

3

Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков.

Провести анализ звука [а] после мягких согласных.

Обозначит его буквой Я (мя, ля, тя, дя).

Упражнять в нахождении изученных букв в рисунке и обведении их по контуру.

4

Игры со словами.

Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов.

Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы.

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог.

Январь

1

Согласные звуки [г], [г,], буква Г, г.

Упражнять в определении места звуков [г], [г,]  в словах и обозначении их условными знаками.

Учить на слух выделять слова из текста со звуками [г], [г,].

Познакомить с буквой Г, г.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Г, г по образцу.

2

Согласные звуки [г], [г,], буква Г, г (продолжение).

Упражнять в различении на слух твердых и мягких согласных звуков и обозначении их соответствующим цветом.

Учить читать слова по слогам.

Тренировать в письме волнообразных линий по образцу и в обведении рисунка.

3

Согласный мягкий звук  [ч,], буква Ч, ч.

Учить выбирать слова с мягким согласным звуком [ч,] и определять его место в слове.

Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ч,].

Познакомить с буквой Ч, ч.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Ч, ч по образцу.

Февраль

1

Согласный мягкий звук  [ч,], буква Ч, ч (продолжение).

Упражнять в выделении мягкого согласного звука [ч,] из слов.

Учить подбирать слова к определенной звуковой схеме.

Упражнять в обведении петлеобразной линии.

2

Согласный твердый звук  [ш], буква Ш, ш.

Проанализировать артикуляцию твердого согласного звука [ш].

Упраднять в определении места данного звука в словах.

Познакомить с буквой Ш, ш.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Ш, ш по образцу.

3

Согласный твердый звук  [ш], буква Ш, ш (продолжение).

Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ш].

Учить составлять слова из слогов, расположенных в двух столбиках.

Тренировать мелкую моторику путем обводки волнообразной линии.

4

Гласный звук [э], буква Э,э.

Проанализировать артикуляцию гласного звука [э].

Учить запоминать и называть слова  со зуком [э] из текста.

Познакомить с буквой Э, э.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Э, э по образцу.

Март

1

Гласный звук [э], буква Э,э (продолжение).

Тренировать  в выборе слов  со зуком [э] в начале слова.

Упражнять в составлении звуковых схем к словам.

Развивать мелкую моторику с помощью обведения овальных фигур.

2

Буква Е, е в начале слова.

Выяснить особенность произношения слов, начинающихся звуками [йэ]. Обозначить их буквой Е.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Е, е по образцу.

3

Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков.

Провести наблюдение за звуком [э] после мягких согласных.

Обозначить его буквой Е.

Упражнять в звуковом анализе таких слов.

Упражнять в штриховке вытянутых фигур и обведении предметов по образцу.

4

Согласный твердый звук  [ж], буква Ж, ж.

Учить выбирать слова с твердым звуком [ж].

Упражнять в определении места данного звука в словах.

Выяснить особенность звука [ж].

Познакомить с буквой Ж, ж.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Ж, ж по образцу.

Апрель

1

Согласный твердый звук  [ж], буква Ж, ж (продолжение).

Упражнять в составлении звуковых схем слов со звуком [ж], в обозначении звуков буквами.

Закреплять умение делить слова на слоги и определять количество слогов.

Учить запоминать и называть слова  со звуком [ж] из текста.

Тренировать мелкую моторику путем обведения рисунков по образцу.

2

Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги.

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки.

Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Упражнять в чтении слогов.

Развивать фонематический слух, внимание, мышление, память.

3

Слова и предложения.

Дать представление о простых ребусах.

Учить их разгадывать, сливая слоги и буквы в слова.

Продолжать учить составлять из слов простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме.

4

Согласные звуки [х], [х,], буква Х, х.

Провести наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [х].

Упражнять в определении места звука [х] в словах.

Учить запоминать и называть слова  со звуками [х], [х,] из текста.

Познакомить с буквой Х, х.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Х, х по образцу.

Май

1

Согласные звуки [х], [х,], буква Х, х (продолжение).

Упражнять в звуковом анализе слов со звуками [х], [х,].

Обозначить звуки буквами.

Тренировать в обведении и штриховке фигур под диктовку.

2

Буква Ю, ю в начале слова.

Проанализировать произношение слов, начинающихся звуками [й, у].

Обозначить эти звуки буквой Ю.

Выяснить особенность буквы Ю в начале слова.

Упражнять в штриховке и письме печатной буквы Ю, ю.

3

Буква Ю, ю – показатель мягкости согласных звуков.

Провести наблюдение за звуком [у] после мягких согласных.

Обозначить его буквой Ю.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Продолжать учить составлять слова из слогов.

4

Итоговое занятие.

Закреплять умение детей делать звуковой анализ слов.

Закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков.

Развивать умение составлять предложения из заданных слов. Совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.

Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь другим.

Использованная литература:

  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
  3. Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.
  4.  Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
  5.  Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.
  6.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
  7.  Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
  8.  Козырева Л.М.  Развитие речи.  Дети  5-7 лет,  Ярославль:  Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  9.   Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.  Обучение грамоте детей 5—7 лет. Методическое пособие. — 2-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план работы кружка «АБВГДейка» в старшей группе

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 мин. Общее количество учебных занятий в год 36....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ «ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ПОСВЯЩЕННЫЙ «ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ....

Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.

Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....

Программа кружковой работы «АБВГДейка» для детей старшей группы.

В программе представлены пояснительная записка, в которой раскрыта актуальность, основные направления, цель и задачи программы кружковой работы "АБВГДейка", а также план реализации кружка ...

"Стрекоза т муравей"Сценарий осеннего праздника для детейподготовительной группы

quot;Стрекоза т муравей"Сценарий осеннего праздника для детейподготовительной группы...

Отчет работы кружка «АБВГДЕЙка» в старшей группе №22 (2021-2022 учебный год)

Обучение грамоте – своеобразный старт для дошкольников в изучении родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений. Важно, чтобы этот старт был удачным и ...