Тема: «Звук [ш], буква ш.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шкурова Наталья Александровна

Развивать фонематический слух: учить слышать звук «Ш» в начале слова, учить различать слова, начинающиеся на звук «Ш»; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание. Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слуховое внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_gram.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звуковой культуре речи

в старшей группе №2

                                         

                    Тема: «Звук [ш], буква ш.»

                                                                     Шкурова Наталья Александровна,

воспитатель

СОШ №17 корпус 2 г. Бийска

 

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе:

Тема : «Звук [ш], буква ш.»

Цель: Развивать фонематический слух: учить слышать звук «Ш» в начале слова, учить различать слова, начинающиеся на звук «Ш»; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание. Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слуховое внимание.

Задачи:

-Упражнять детей в правильном произношении звука «Ш»: нахождения звука

Ш в словах.

-учить различать слова, начинающиеся на звук «Ш»; учить детей ориентироваться  не на смысл слова, а на его звучание.

- развивать наблюдательность, зрительную память

- Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слуховое внимание.

-развивать умение отвечать полным ответом.- воспитывать уважение на занятии к другим детям,

не перебивать друг друга,

дослушивать товарища до конца. 

Оборудование:

Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, игрушка Карандашкин.

Раздаточный материал: Рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа.

Методика организации ОД.

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 I организационный момент    (1  мин.)                                           

Игровая мотивация

II. Основная часть

Сюрпризный момент:

Введение в тему.

(3 мин.)

Характеристика звука «Ш». (5 мин.)

Игра подскажи словечко.

Работа в тетрадях

Физкультминутка

Итоговая часть.

Рефлексия

   

 

 

Под спокойную музыку дети входят в группу.

- Дети! У нас сегодня в группе гости.

Давайте поприветствуем их. 

- Придумано кем-то Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы  пришли заниматься,  узнавать много нового.– вы хотите  все заниматься? (Да!)– Значит, будем заниматься.

Стук в дверь. Воспитатель  выносит игрушку

Карандашкин.

К нам пришел Художник Карандаш .

Карандашкин:

Я - Веселый Карандашкин.

В детский сад

 зашел я в ваш,

Будем мы шипеть сейчас.

-Как выходит из проколотого  шара  воздух?

У детей под стульчиками мешочки (которые издают шорох)

Карандашкин:

Возьмите под стульчиками волшебные мешочки ,давайте ими по шуршим.

Что происходит?

А теперь положите мешочки опять под стул.

Мы сегодня с вами отправимся на улицу Согласных звуков.

Кто помнит, чем согласные звуки отличаются от гласных?

Молодцы!

-А теперь усаживайтесь за столы.

Карандашкин путешествовал по городу звуков и принес картину ,что бы показать где он был.  Рассмотрим картину поближе.

Воспитатель показывает репродукцию. И рассказывает ,что изображено на картине.

Однажды путешествуя по городу звуков,  Карандашкин увидел один необычный дом. Он был очень старый и почти состоял из одной крыши, покрытой

соломой и веточками.

Это прям не дом ,а шалаш, сказал Карандашкин. Но вдруг с другой стороны улицы послышался резкий хлопок, затем визг тормозов и громкое шипение. Это - лопнула шина.(показ картинки)

Дети расскажите, что произошло с Карандашкиным. Что произошло на улице?

Почему шипит шина?

-Какой согласный звук слышится в словах: шалаш, шина, крыша.

Молодцы! Правильно это звук  [ш]

Сегодня мы поговорим о звуке [ш]

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

Что делают губы и язык во время произнесения этого звука? 

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается  к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

Воспитатель поясняет: язык  прячется за зубами. Давайте произнесем звук [ш].( берем ниточку[ш] … ,ниточка оборвалась. Значит это какой звук? Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– А звук [ш] твердый или мягкий?

Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. Этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит ш ш ш ш.

Так какой это звук?

На мольберте размещены красный и синий домики , рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

- Посмотрите, что это за домики?

- Какие звуки живут в красном домике?

 - Какие звуки живут в синем домике?

- В какой домик мы поселим звук [ш]?

 - Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]?

Воспитатель просит   назвать слова со звуком [ш].

Сегодня все ликует

В руках у детворы .

От радости танцуют

Воздушные……

В слове шары где находиться звук Ш.В начале ,конце или середине слова?

А в слове Шина, Шарф, шорты?

Дети звук мы слышим ,а букву мы видим и пишем . Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ша. Давайте напишем ее в тетрадях..

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка наверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух.

Потянулась,

Улыбнулась и уселась на карниз

Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?  

 

Где мы сегодня с вами были?

 

А чему мы научились на занятии?

Дети, кому сегодня понравилось заниматься.

Поднимите смайлик,  который улыбается. Кому было трудно, тот поднимет грустный.

А я хочу сказать вам- спасибо! Вы очень старались на занятии.

На этом наше занятие закончилось.

- Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам Карандашкин подарит сладкие подарки. Воспитатель раздает детям угощение.

                                 

Дети располагаются в группе в игровой зоне.

Дети:

- Здравствуйте.

Дети становятся в круг

Произносят ритуал приветствия. Выполняя движения по тексту.

 

Дети сидят на ковре на стульчиках.

Ответ детей: Дети произносят

звук [ш].

 

 

Ответ детей: Они шуршат.

Ответ детей:

Гласные звуки мы можем петь, а согласные нет.

Дети проходят за столы.

 

Ответ детей: Он увидел шалаш ,а потом на улице лопнуло колесо и шина зашипела.

-В этих словах звук Ш

Ответ детей: – Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

Ответ детей: –  Язык поднимается к небу, за верхние зубы.

Ответ детей: – Воздух теплый.

Ответ детей: согласный      

Ответ детей:      Этот звук согласный, глухой твердый.

Ответ детей: ушки, шишки, хрюшка .

\

Ответ детей: Домики для звуков.

Ответ детей: Гласные звуки.

Ответ детей: Согласные  твердые звуки.

Ответ детей: В синий , так как звук «Ш» согласный, твердый).

Фишкой синего цвета.

Ответ детей:

Шары.

Ответ детей:

В начале слова.

Дети рисуют цветными карандашами за столами. работают в тетрадях.

Руки в стороны

Имитация грациозную походку кошки

Посмотрели на верх(голова в верх)

(голова  вниз)

(Повернуть голову в право ,в лево)

(присесть)

Ответ детей:

Мы сегодня были в стране звуков. На улице согласных звуков.

Научились писать букву Ша. Находить звук[ш]  в словах.

Дети поднимают смайлик с улыбкой.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...