«Путешествие в космос».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ирина Викторовна Гришина

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_kosmos.docx64.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №91 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста

на тему

«Путешествие в космос».

с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).

Воспитатель:

Гришина И.В.

Санкт – Петербург

2019

Цель НОД:

Закрепить  полученные знания детей по обучению грамоте.

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами;   рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова, картинки с космическими тюбиками.

 Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа. рассматривание иллюстраций на тему «Космос»; разучивание стихотворений, пословиц, считалок и поговорок; чтение произведений художественной литературы; беседы о первом человеке, полетевшим в космос; обыгрывание игровых ситуаций.

 Методы и приёмы:

игровой метод;

словесный метод: приветствие, словесные игры, художественное слово, беседа;

практический метод: совместная деятельность.

Ход занятия:

I.  Организационный момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

II. Эмоциональный настрой.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д:  – Хорошее, радостное, веселое.

III. Беседа о времени года.

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель.

VI. Постановка учебной задачи.

В: – Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля?

Д: – Вся страна отмечает день Космонавтики.

В: –  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета.

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

  1.  Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос «что?» слова, отвечающие на вопрос «какой?».

 Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения)

В: – Прочитайте, что у вас получилось.

Д: – В добрый путь! 

В: – Молодцы. (Звук запуска ракеты, фоновая музыка).

VII. Деление слов на слоги.

В: – На нашем пути две планеты –Плутон и Нептун (рассказываю о планете и  задаю вопрос, как там можно назвать жителей планеты). На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.

Д: – Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога.

В: – Давайте из слов составим по схеме предложения.

Полетим на другую планету.

    Д: – Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза.  Эти слова   состоят из двух слогов.

В: – Ребята, мы так долго с вами находимся в космосе, что забыли об обеде. Проголодались? (Да). Как кушают космонавты? Какая у них еда? (ответы детей).  Правильно, у них специальная еда, в тюбиках. Давайте составим меню нашего обеда по подсказкам, нарисованным на каждом тюбике (с одной улыбкой- название блюда с одним слогом и т.д).

http://festival.1september.ru/articles/609386/img2.jpg

- Ну вот и подкрепились.

В: – Молодцы! А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором): – Дыра.

VII. Звуковой анализ слов. 

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова «дыра»).

В: – Сколько слогов в слове «дыра»?

Д: – В слове «дыра» два слога ды – ра.

Д: – Ударение падает на второй слог.

В: – Дайте характеристику звуку [ д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].

Д: – Звук [ ы ] гласный,

В: – Дайте характеристику звуку [ р ].

Д: – Звук [ р ] согласный,  звонкий.

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный,

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры.  

VIII. Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками) 

Космонавт летит в ракете (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля –  (наклоны вперёд)

Расстилается земля (дети разводят руки в стороны). 

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета.

IX. Составление схем предложений. 

В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих  словах, вы должны поймать звук (з) . 

Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт (если в слове есть звук [з], дети хлопают руками).  

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д: –  Звёзды.

X. Гимнастика для глаз

В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (смотри приложение № 1).

В: – Подберите родственные слова к слову звезда.

Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

В: – Что  такое родственные слова?

Д: – Слова родные друг другу.

В: – Как понимаете слово звездопад?

Д: – Явление, когда падают звёзды.

В: – Какое это слово простое или сложное?

Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.  

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились,

XI. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором):  – Из полёта возвратились

 И на Землю приземлились. 

XII. Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой.  Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки. Ребята, а я вам ещё предлагаю нарисовать слова на первый звук в наших планетах.(носки, нос, нитки, платье, пистолет, пирог)

В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Д: – До свидания.

Итог. Рефлексия. Ребята, вам понравилось сегодня путешествовать? Что интересного сегодня вы узнали? На каких планетах побывали? (Ответы детей). Мне тоже было с вами очень интересно, я предлагаю вам поиграть на прогулке в космонавтов и продолжить наше путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по математике с использованием развивающих игр на тему: "Путешествие в космос"

увлекательное занятие на котором дети закрепляют счет до десяти,умение ориентироваться на плоскости используя палочки Кюизенера. ...

игра занятие "Путешествие в космос"

Занятие предназначено для детей подготовительной группы. Воспитывать любознательность и интерес к космической теме, закрепить название планет и созвездий....

Путешествие в космос Тема : Путешествие в космос

Путешествие в космосТема : Путешествие в космосПедагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Книга о космосе) А, вы любите путешествовать? (ответы) Куда можно отправиться? (ответ) А н...

Конспект ООД «Путешествие в космос», посвященное 60-летию первому полету в космос

Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.Задачи:- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским кос...