"Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте детей с ОНР"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Беляева Наталья Анатольевна

"Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте детей с ОНР"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Администрация городского округа Саранск

МАДОУ «Детский сад №104 комбинированного вида»

Опытно - экспериментальная деятельность

по теме:

 «Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте в группе детей с ОНР».  

 

                                   Разработала:

                                               Беляева Н. А.

                                                     Учитель-логопед

                                               

Саранск, 2018 г.

Слово «эксперимент» с латинского языка переводится, как «проба, опыт», и одно из значений этого слова - опыт вообще, попытка осуществить что-либо.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.

Известно, что ребёнок наиболее полно и отчетливо воспринимает и запоминает то, что ему было интересно. Поэтому для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей.      

         Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в обучении грамоте.   Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Ниже приведены некоторые задания и упражнения, используемые мною на занятиях:   .

  • Конструирование букв. На столах - палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.
  • Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить и т.д.)
  • Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна - насос, терка - актер).
  • Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор, мул).
  • Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?

                                                               

  • Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов - с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.
  • Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
  • Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка - майка - гайка - чайка.
  • Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое - море, нож, морж и т.д.
  • Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок, поясок, голосок и т.д.
  • Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
  • Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
  • Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Юли красивая кукла у».
  • Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик».
  • Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.
  • Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
  • Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения.
  • Разгадывание ребусов (особенно с использованием предлогов - умение выбрать нужный предлог).
  • Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам. Сначала мною использовались карточки с заданиями, опубликованными в методической литературе. Затем, видя интерес детей к подобному роду заданий,  были изготовлены карточки с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.

Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение ,как для детей, так и для логопеда.

  • Для детей:

- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению;

 - создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

- развивают различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь;

- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;

- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;

- формируют навыки самоконтроля и самооценки.

  • Для  логопеда:

- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;

- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;

- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.

           Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях - как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня - в коррекционной работе с воспитателем и дома.

Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены специальной пленкой, что дает возможность детям использовать фломастеры при выполнении заданий.

Примерные задания.

1. Составь звуковые модели слов, сравни их.

2. Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

3. Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

4. Соедини картинку со звуковой моделью.

5. Соедини между собой картинки и звуковые модели.

6. Исправь ошибки в звуковой модели слова.

7. Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

8. Подбери три слова к звуковой модели.

9. Составь слово по первым звукам названий картинок.

10. Составь слово по вторым звукам названий картинок.

11. Составь слово по последним звукам названий картинок.

12. Определи место звука [л] в словах (в начале, середине, конце).

13. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости-мягкости.

14. Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости - твердости.

15. Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

16. Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

17. Соедини картинку со слоговой схемой.

 18. Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

19. Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

20. Составь слово по первым слогам названий картинок.

21. Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

22. Составь предложение по картинке и графической схеме.

23. Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

lll Заключительная

Актуальной проблемой логопедической работы и применения различных методов является ее эффективность.

Высокая пластичность центральной нервной  системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств и методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:

- уровнем развития логопедии как науки;

-связью теории и практики;

- характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики нарушения;

- возрастом, состоянием здоровья;

- психическими особенностями человека, его активностью в процессе устранения речевого нарушения;

- сроками логопедической работы и ее продолжительностью;

- реализацией основных принципов коррекционно- логопедической работы, особенно принципа комплексного воздействия;

- мастерством и личностными качествами логопеда.

Дальнейшая разработка принципов и методов логопедического воздействия повысит его эффективность. По мере развития логопедии как науки и развития системы специальных учреждений возрастает актуальность разработки частных методик и общих принципов логопедического воздействия.

                                                           

                           

Фрагменты  занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР( 2 период обучения)

Подбор слова к схеме.

Посмотрите на доску, на этой схеме зашифровано время года, которое любит Зина.

   Как вы думаете, какое время года зашифровано? (зима) ,(лето).   Почему вы так решили? (Потому что  в слове «зима» 2 слога,  первый звук в слове

«зима» - звук  ( з’)-  согласный,  мягкий, 2 гласных звука (и, а,), один согласный звук (м – твердый).

   Правильно.

Работа со схемой предложения.

Давайте вспомним, что такое предложение?

(Предложение- это несколько слов, связанных друг с другом по смыслу.)

Выложим схему предложения: (Мама купила зеленые огурцы.)

   Сколько слов в предложении? (4)

   Как напишем первое слово в предложении? (С большой буквы)

  Что поставим в конце предложения? (точку)

                                                             

Составьте  по одному предложению, которое также подойдет к этой схеме.

Чтение слогов по цепочке.

за,  зо,  зу,  зы,  зи,  зя,  зе,  зэ

Придумайте  слова, которые начинаются на слог (за), ( зи),  (зу).

Дидактическая игра: «Собери слово»

Перед вами буквы, соберите слово, которое для вас загадала Зина.

и з м а

з ы т а

к о а з

З и а н

о я З

  Зима, тазы, коза, Зина, Зоя

  Закрепление навыка правописания прописной буквы в именах людей.

  Почему в двух последних словах буква (З) большая? (Потому что это имена девочек, имена пишем с большой буквы).

Образование новых слов из букв данного слова:

Заморозки: - мороз, роза, рок, зима, марки, коза, мор, корма, замок, маки, рамки, Рома, ром, зарок и т. д.

  Молодцы, все задания вы выполнили.

 6. Итог занятия.

  Давайте вспомним, какие задания  мы выполняли на занятии.

(Ответы детей.)

 7. Оценка деятельности детей.

  Зина благодарит вас за занятие. Она очень многому научилась у вас и за хорошие ответы награждает вас  золотыми медальками.  

 

                                         

Список литературы:

 

   1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: 'Просвещение', 1968.  

   2. Волкова Л.С. и др. Логопедия. М.: 'Просвещение', 'Владос', 1995.

   3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

   4. Каше ГА. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: 'Просвещение',1986.  

   5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Альфа,1993.

   6.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: 'Просвещение', 1985.  

   7. Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит. С-Петербург: 'Акцидент', 1997.

   8. Сухарева Э.Л. Учим играя. Ярославль, 1992.

   9. Филичева Т.Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1989.

   10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: 'Гном-Пресс', 1999.

    11.  Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.

    12. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.

    13. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.

     14. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

     15.Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация экспериментальной деятельности на занятиях по обучению грамоте детей с ОНР"

Обобщение опыта по теме: "Организация экспериментальной деятельности на занятия по обучению грамоте детей с ОНР."...

План-конспект организации и проведения занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе.

План-конспект организации и проведения занятия по  «Обучению грамоте» в старшей группе....

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Гласный и согласный звук»

Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.Задачи:1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в сл...

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Звуковой анализ слова»

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;Задачи:1.Образовательные: продолжать учить детей называть с...

План - конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: "Все звуки"

Цель занятия: познакомить детей со звукамиЗадачи:1. Образовательные: закреплять умение произносить звуки А,О,У,Ы,Э. Учить выделять гласные звуки из ряда звуков, из слогов, в начале и в конце сло...

План - конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: "Викторина "От слова к звуку"

Цель занятия: закрепление пройденного материалаЗадачи:1. Образовательные: развивать слуховое внимание, упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом;2. Развивающие: закре...