План-конспект организации и проведения занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Худи Анна Ильинична

План-конспект организации и проведения занятия по  «Обучению грамоте» в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-kospekt_po_obucheniyu_gramote.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:  познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук,  проводить звуковой анализ слов Мак и Шар.

Задачи:

1. Образовательные: формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце.

2.Развивающие: развивать речь, воображение.

3.Воспитательные: воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.

Тип занятия: занятия усвоения новых знаний и умений

Форма занятия: традиционная форма занятия

Продолжительность: 25 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: старшая группа, 5-6 лет.

Оборудование и материалы: таблицы с изображением мака, шара, предметные картинки, фишки красного и синего цвета, лист ватмана, фломастеры.

Методы и приемы работы с детьми: беседа, показ  картинок, загадки,

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

Ребята, сегодня у нас занятие по обучению грамоте, будем готовится потихоньку к школе.

Перед тем как начать занятие, давайте вспомним правила поведения за занятии.

  1. Поднимаем руки когда хотим ответить!
  2. Не перебиваем друг другу!
  3. Не ходим по группе!

Ребята, все наше занятие начинается, выпрямили спинки, ручки положили красиво на стол.

3-5 минут

Основной момент

Ребята, теперь внимательно смотрим на доску.

- Что изображено на таблице? (Мак)

- Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их.

(Ответы детей).

Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к.

А теперь скажите, какой звук в слове мак можно громко произнести или пропеть? (Звук А)

Правильно, звук а легко и свободно произносится, не встречая на своем пути никаких преград. Его можно долго петь. Давайте все вместе пропоем звук а.

Вот видите, мы произносим этот звук и нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы.

 А вот, когда мы произносим звук м, нам что мешает или помогает? (Помогают губы)

-Правильно, губы. А теперь давайте произнесем звук к.

(Дети по очереди произносят звук к) Что нам помогает при произнесении этого звука?

(Помогает язык)

-Правильно, язык. А теперь предлагаю произнести слово дом, какой звук в этом слове произносится легко, без преград во рту? (Звук О))

- Правильно, звук о. Так вот. Те звуки, которые произносятся голосом, и при произнесении их воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, эти звуки можно долго и громко петь, такие звуки называются гласными.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(В. Берестов)

А если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые называются согласными.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист,

Жжж – жуки в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

(В. Берестов)

Давайте разберем слово шар, используя фишки красного и синего цвета. Красными фишками будем обозначать гласные звуки, а синими – согласные. Какой первый звук в слове шар? Правильно, ш.

Произнесем все вместе этот звук. Видите, как он тихо произносится, нам помогают при этом зубы и язык.

Значит, это какой звук? Правильно, согласный. Обозначим его, какой фишкой? Синей. (Дети так же расставляют свои фишки в таблицы на столах).

Какой второй звук? Звук а. Давайте его тоже произнесем. (Произносят)

Мешает нам, что ни будь во рту произносить звук а? (Нет)

Значит, какой это звук? Гласный.

Какого цвета фишкой обозначим звук а? (Красной)

 Какой последний звук? (Звук Р)

 Какой это звук, гласный или согласный? Звук р согласный, потому что нам помогает его произносить язычок. Какой фишкой обозначим звук Р? (Синей)

Вот мы с вами и составили схему слова шар.

Давайте прочитаем его. 

(Дети по очереди проговаривают слово шар по своим таблицам – схемам).

Физкультминутка.

Кот Тимоша жил на крыше. Поднимают руки вверх.

Ниже в доме жили мыши. Наклон вниз.

По стене взбирались мыши. Движение руками снизу вверх.

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей. Повороты головой в стороны.

Вынув пробки из ушей. Руки приложить к ушам.

Он готовил мышеловки, Хлопок руками.

Но мышата были ловки. Прыжки на месте.

Спрятавшись за спину Тишки, Закрыть ладошками лицо.

В прятки с ним играли мышки. Выглядывать из – за ладошки.

Работа с раздаточным материалом.

Дети выполняют задание воспитателя. Поднимают вверх предметные картинки на заданный звук, при этом определяют, где находится звук: в середине, начале или конце слова.

Ребята, правильно.

Молодцы!

16-18 минуты

Заключительный момент

Ребята, сегодня вы познакомились с гласными и согласными звуками, упражнялись в определении места звука в слове, закрепили умение называть слова с определенным звуком.

Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

2-3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Леса и луга нашей родины»

План-конспект организации и проведения занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: "Леса и луга нашей родины"...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Литературный калейдоскоп»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Литературный калейдоскоп»...

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Гласный и согласный звук»

Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.Задачи:1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в сл...

План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Звуковой анализ слова»

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;Задачи:1.Образовательные: продолжать учить детей называть с...

План - конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: "Все звуки"

Цель занятия: познакомить детей со звукамиЗадачи:1. Образовательные: закреплять умение произносить звуки А,О,У,Ы,Э. Учить выделять гласные звуки из ряда звуков, из слогов, в начале и в конце сло...

План - конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: "Викторина "От слова к звуку"

Цель занятия: закрепление пройденного материалаЗадачи:1. Образовательные: развивать слуховое внимание, упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом;2. Развивающие: закре...