План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Литературный калейдоскоп»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Худи Анна Ильинична

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Литературный калейдоскоп» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:  закрепить знание сказок, познакомить с формами сказок.

Задачи:

1. Образовательные: расшить кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

2.Развивающие: развивать мышление и память, объяснительную речь.

3.Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

Тип занятия: занятия усвоения новых знаний и умений

Форма занятия: нетрадиционная форма-занятие путешествие.

Продолжительность: 25 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: старшая группа, 5-6 лет.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки.

Методы и приемы работы с детьми: беседа, показ сюжетных картинок, загадки, демонстрация сказки «Репка»

Предварительная работа: чтение сказок «Теремок», «Красная шапочка», «Репка»

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

-Ребята, вы любите сказки?

-Какие сказки вы знаете?

 (Красная шапочка,

Царевна-лягушка,

Теремок,

Дюймовочка,

Три поросенка,

Хитрый дрозд,

Два жадных медвежонка,

Гуси – лебеди,

Золушка)

Молодцы, много сказок знаете.

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Вы поддерживаете мое предложение?

-Но, перед тем как отправиться в путь, мне хотелось бы знать какая сказка у каждого из вас любимая.

(Ответы детей)

3-5 минут

Основной момент

Ребята, а у меня есть тоже любимая сказка!

Ее вы узнаете посмотрев на картинку.

-Правильно ребята, это теремок!

-Ну тогда в путь…..

- А знаете ли вы, что сказки бывают:

Волшебные

Бытовые

Про животных

Ответы детей их высказывания.

Сказки о животных.

  • Основными действующими героями будут животные.
  • Они разговаривают, совершают добрые или плохие поступки.
  • ведут себя как люди.
  • Какие сказки можете назвать?

Ответы детей.

 -Я очень рада, что вы так много знаете сказок о животных.

Волшебные сказки.

  • Волшебные сказки обычно более сложные, чем сказки о животных.
  • Здесь главными героями, обычно, являются люди.
  • Животные выступают обычно только, как помощники. (серый волк,

богатырский конь).

-Я предлагаю вам вспомнить эти сказки.

Ответы детей.

-И тут вы меня сильно порадовали. Даже называли такие сказки, которые я подзабыла. Умницы.

Бытовые сказки.

  • Герои таких сказок обычные люди: крестьянин, солдат, наемный работник.
  • Они борются за справедливость с вышестоящими, иногда с нечистой силой (черт) и побеждает благодаря смекалке, хитрости и храбрости.

-Ну ребята, молодцы, удивили. Я вам предлагаю отдохнуть и немного размяться.

(слайд 6)

Физминутка.

Буратино подтянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

-Ребята , я скажите мне пожалуйста, чему учит нас сказка?

(Сказка учит не бояться трудностей, учит не судить о людях по внешнему виду. Сказка учит, что хорошее дело не с первой попытки получается. Сказка учит любви к родителям. В сказке добро всегда побеждает зло).

Ответы детей.

-Ребята,  во всех сказках есть герои. Они делятся на положительных и отрицательных. Я хочу с вами поиграть в игру. Я вам буду называть героев сказок, вы мне жестами давать ответ. Если это положительный герой, то поднимаете руку вверх, а если это отрицательный герой то руку не поднимаете. Всем ли понятно правило игры?

(Емеля,  Баба-Яга, Кощей- Бесмертный, Иван-царевич, Кот Боюн, Иванушка-дурачок, Змей Горыныч, Царевна –лягушка, Василиса Прекрасная…..).

-Умницы и здесь смогли меня удивить.

-В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

(слайд 7)

А мы продолжаем наш литературный калейдоскоп.

И пришло время, отгадать загадки. Готовы?

  • Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (козлята)
  • Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.(Иван Дурак)
  • Вот совсем нетрудный,
    Коротенький вопрос:
    Кто в чернильницу сунул
    Деревянный нос? (буратино)
  • Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор… (Айболит)
  • Стрела молодца угодила в болото,
    Ну где же невеста? Жениться охота!
    А вот и невеста, глаза на макушке.
    Невесту зовут … (лягушка)
  • Бабка, старый дед и внучка,
    Мышка, кот, собака Жучка -
    Вместе все меня смогли
    Вытянуть из-под земли. (репку)

- Ребята, а давайте вы мне расскажите и покажите сказку «Репка»

(инсценировка сказки)

16-18 минуты

Заключительный момент

Ну порадовали, хорошая сказка у нас получилась. Молодцы!

 (звучит музыка «В гостях у сказки»)

Все хорошее и интересное когда-нибудь заканчивается. И наш литературный калейдоскоп тоже подходит к своему завершению.

2-3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:Закрепить знание сказок.Развивать диалогическую речь.Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.Развивать умение выполнять различные игровые задания.Вос...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»

План-конспект организации и проведения занятия по  развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема:«Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе.  Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «О друзьях и дружбе»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе.  Тема: «О друзьях и дружбе»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Литературный калейдоскоп»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Литературный калейдоскоп»Задачи:Закрепить знание сказок.Развивать диалогическую речь.Развивать интонационную выразительно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Литературная викторина по сказкам».

Закрепление знаний детей о прочитанных литературных произведениях....