"Звуки [х], [х'] и буква Х"
план-конспект занятия по обучению грамоте

Занятие по обучению грамоте "Звуки [х], [х'] и буква Х".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_h.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [х], [х’] и буква Х»

      Коррекционно-образовательные  задачи: Ознакомление со звуками и буквами Хх. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.  

      Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Подносы с песком, магнитная доска, буквари, рабочие тетради по количеству детей, синие флажки, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Упражнение «Напиши букву».

Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. Сейчас я произнесу для каждого из вас одно слово. Каждый из вас должен будет подумать, какая буква пишется первой в этом слове, и написать эту букву на песке. Первое слово для … Флакон.

Материал: хвост, груша, волнушка.

2. Упражнение  «Раздели на слоги».

Вы запомнили свои слова? Разделите их на слоги.

Дети делят слова на слоги и называют их количество.

Отлично! Вы выполнили задание.

3. Игра  «Подними флажок».

Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается чаще др.

Хвостик длинный у тритона,

Что живет у Харитона.

(…). Давайте произнесем звук [х] вместе. (…) почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [х] – гласный или согласный? (…). Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…). Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.   (…) твердый или мягкий? (…). Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [х].

Материал: х, к, т, х, г, ф, х, в, ф, х; ха, ку, го, фу, ка, хо, фо; халат, кровать, гном, скакать, хватать, гудеть, мохнатый, мокрый, голубой.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [х].

Молодцы! Вы были очень внимательными.

4. Упражнение «Кто скорее?»

А теперь поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получилось, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот получит фишку. Х, а. что получилось?  (Ха). Верно. Получи фишку.

Материал:  х, о; х, у; х, и; у, х, а; м, о, х.

      5. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней ещё раз.

Хвостик длинный у тритона,

Что живет у Харитона.

В каких словах этого стихотворения есть звук [х]?  (Хвостик, Харитон).

Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Хх. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит? (Это значит, буква Хх обозначает два звука: [х] и [х’]).

Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, похожие на звук [х].

Молодцы. Вы быстро нашли все предметы. А теперь давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?  (Две палочки).

Как они расположены? (Они пересекают др. друга).

Дети подходят к доске и составляют по одной букве Х.

Теперь переверните страницу, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (…)

Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними. (Пихта).

Что такое пихта?  (Это хвойное дерево, похожее не елку).

(…) Что такое хата? (Так называют  дом с глиняными стенами и соломенной крышей).

(…) Что такое тахта? (Это мебель. На ней можно лежать или сидеть).

(…) Кто такой Хомка? (Это хомяк).  

Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внимание: слова Харитон, Фома, Хомка написаны с большой буквы.

Хочу обратить ваше внимание на то, что … и … прочитали предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложения. (…)

Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Вы уже знаете: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Слова в предложении написаны раздельно. А теперь давайте почитаем задание рядом с желтым кружком. (…)

А предложения мы прочитаем вместе. (…). Молодцы!

6. Пальчиковая гимнастика  «Мы в печи варили щи».

Мы в печи варили щи.               Мешают пальчиком левой руки в ладошке правой.

Ой вкусны! Ой горячи!           Поглаживают себя по животу правой ладошкой.

В чугунке горячем густо:       Изображают, как открывают чугунок.

И лучок здесь, и капуста,       Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с Здесь и мясо, и картошка,      больших, на каждое название продукта.

И крупы совсем немножко.

Щи томили, щи варили,         Вновь «мешают» пальчиком в ладошке.

По тарелочкам разлили.        Изображают, как различают щи по тарелкам.

Начинайте-ка обед.               Изображают, как едят щи.

Русских щей вкуснее нет!

7. Работа в тетради.

Посмотрите на страницу слева. Что вы видите в ее верхней части?  (…)

Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (…) Дети раскрашивают буквы.

А теперь подумайте, как правильно раскрасить хлеб и халат. Выполняйте задание.

Теперь положите цветные карандаши. Давайте напишем букву Х в воздухе.

Букву все пишут в воздухе.

Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Хх. Посмотрите на меня. Сначала я пишу сверху вниз слева на права одну косую палочку, а потом сверху вниз справа налево вторую косую палочку. Напишите буквы по точечкам.

8. Игра «Шифровки»

Педагог раздает детям карточки- «шифровки».

   

Внимательно посмотрите на карточки-«шифровки». Квадраты обозначают количество слогов в слове. Кроме того, на каждом квадрате написана гласная буква, ко-рая есть в этом слоге. Подберите слово, ко-рое «зашифровано» на вашей карточке. Подбирайте слова с новой буквой Х. (У меня зашифровано слово тахта. В этом слове 2 слога и 2 гласных буквы А) (… слово мох…., … слово пух,… муха…).

9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".

Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’]  изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....