Проект «Мир звуков и букв»
проект по обучению грамоте (старшая группа)

проект о закреплению знаний детей о звуках и буквах родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zvuki_i_bukvy.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мир звуков и букв»

для детей 5-7 лет

Срок реализации программы: с октября 2018  по май 2019 года

Составитель: учитель-логопед Хантанова Л.А.

                                       

                                         

                                   

 2019 год

Актуальность.

Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В ходе реализации программных задач по грамматическому развитию я знакомила детей подготовительной группы с буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква,  чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?». В ходе проводимых занятий, мониторинга на начало года, было выявлено, что дети  путают эти понятия,  с трудом запоминают  графические образы букв,  затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать поющимся?» и подобные вопросы.

В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие стоит одна из задач -  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;  звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Но в группе выявилось больше 60%  детей, которые испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать в подготовительной группе и что они знают. Поэтому у нас возникла идея разработать проект по теме «В мире звуков и букв».

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: педагогический

Тема: «Мир звуков и букв».

Длительность проекта: 9 месяцев (с октября2018 г.  по май 2019 г.)

Возраст детей: старшая группа (дети 5-7 лет).

Цель и задачи проекта:

Задачи:

  • Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.
  • Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки.
  • Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов. 
  • Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
  • Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги.
  • Знакомить с символами, которые обозначают звуки.
  • Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
  • Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок.

Развивать творческие способности.

Решая проблему проекта, я поставила следующую цель:

Учить детей проводить звуко-буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности

Для успешной реализации проекта буду использовать следующие методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание                                    стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа              с использованием цветных кругов, оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, альбомов,  графическое изображение букв.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Такие разные буквы», фотоотчёта о проделанной работе.

Предварительная работа с детьми:

— оценка речевой деятельности детей,

 — артикуляционная и пальчиковая гимнастика,

— выбор чистоговорок, их правильное произношение и  заучивание их,

— подбор иллюстративного материала для занятий со звуками(расположение органов артикуляции),

Атрибуты и инвентарь:

— баночки с различными крупами, бусинками(для развития мелкой моторки),

— зеркала для постановки звуков,

— большие красочные буквы,

— рекомендации для родителей,

— иллюстрации для чистоговорок.

                                                                  Этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта.

Сроки реализации.

Содержание

Ответственные

(участники)

Прогнозируемый результат

Подготовительный этап –

1 месяц

 

Октябрь

Определение целей и задач проектной деятельности.

Учитель-логопед Хантанова Л.А.

родители                           

Сформированы цели и задачи.

Проведение мониторинга детей, на выявление первостепенности решаемых в проекте задач.

Выявлено, какие проблемы будут решаться в первую очередь.

Подбор наглядно-дидактического материала.

Приготовлены карточки со слова и схемой, разноцветные круги, картинки на звуки в словах в разных позициях, картинки А4 «На что похожа буква», картотека игр на развитие фонематического слуха.

Оформление папки-передвижки - информирование родителей по теме проекта (актуальность и значимость).

Родители заинтересованы в помощи по реализации проекта.

Технологический

6 месяца

Ноябрь-

февраль

1 раз в неделю

Проведение занятий по обучению грамоте

Учитель-логопед Хантанова Л.А. (дети)

Дети научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги.

Ноябрь,

январь

 

Размещение наглядно - информационного материала для родителей.

Учитель-логопед Хантанова Л.А. (родители)

Родителя могут ознакомится наглядно,с материалом

Ноябрь-

февраль

Проведение логопятиминуток, работа с чистоговорками

Учитель-логопед Хантанова Л.А.

 (дети)

Тренировка артикуляционного аппарата

Ноябрь-

Март

Показ презентаций для детей средствами PowerPoint.

Учитель-логопед Хантанова Л.А.  (дети)

Дети научаться подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

Ноябрь-

март

Проведение совместной деятельности – рисование на тему «Весёлые буквы».

Дети познакомятся с буквами. Собраны рисунки детей для Азбуки.

Ноябрь-

март

Пятиминутки «Рисуем по клеточкам»

Дети научатся писать буквы печатно.

Январь-

февраль

Конкурс «Сделай букву сам»

Учитель-логопед Хантанова Л.А.  (родители)

В раздевалке оформлена выставка «Такие разные буквы»

Февраль

Составление совместно с детьми памяток для правильно произношения букв, (для домашнего использования с родителями)

Учитель-логопед Хантанова Л.А.  (дети, родители)

Родители получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова.

Декабрь-

март

1 раз в неделю

Индивидуальная работа с отстающими детьми.

Учитель-логопед Хантанова Л.А.  (дети)

Дети, которые не посещали доу или  не усвоили материал, «догонят» своих сверстников по данной теме проекта.

                 

                         

Март-

Апрель

Работа по  постановке звуков

Учитель-логопед Хантанова Л.А.

 Детям, будет подготовлен их артикуляционный аппарат с помощью гимнастики, массажа, подражаний.

Будут поставлены отсутствующие или искаженные звуки

Подготовка фотоотчёта о проделанной работе.

Учитель-логопед Хантанова Л.А.

Родители, педагоги ДОО познакомятся наглядно, как «протекал» проект.

                                                                               

Оформление Азбуки.

Учитель-логопед Хантанова Л.А.  (родители)

Для каждого ребёнка оформлена Азбука с его рисунками букв и подбором картинок на буквы.

Дети знают буквы, умеют подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

Игровые занятия «В стране звуков и букв»

Учитель-логопед Хантанова Л.А.  (дети)

Дети соревнуюсь между собой покажут, как они распознают звуки на слух

Анкетирование «Звук и буква»

Учитель-логопед Хантанова Л.А.  (родители)

Оценена эффективность проекта

Проведение мониторинга детей, после работы проекта

Учитель-логопед Хантанова Л.А.

Оценка эффектифности проекта

Мероприятия с родителями

1. Индивидуальная  беседа «Какие проблемы в речи, у вашего ребенка вас беспокоят»

2. Анкетирование, сбор анамнеза ребенка.

3. Печатная  информация для родителей («Как научить ребёнка красиво разговаривать»,

4. Составление совместно с детьми памяток для правильно произношения букв, (для домашнего использования с родителями).

Результат реализации проекта

Дети: получат новые знания (научатся проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги, познакомятся с буквами, научатся писать буквы печатно, научатся правильно произносить звуки, подбирать слова с определённым звуком в разных позициях), проявят себя творчески в процессе выполнения продуктов деятельности.

Оценивая эффективность в работе с детьми, я проведу:

Мониторинг детей, обработка результатов мониторинга. Соотношение целей и результатов проекта.

Родители: получат новые знания о том, как правильно учить детей проводить звуковой анализ слова, получат памятки для правильного  произношения букв, (для домашнего использования ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Проект «Мир звуков и букв»

Обучение грамоте в старшего дошкольного возраста  детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу....

Проект "Мир звуков и букв"

Обучение грамоте...

Логопедический проект "От звука к букве"

Использование инновационной технологии конструктора ТИКО в работе учителя - логопеда...

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....

Долгосрочный логопедический проект "Королевство звуков и букв"

Развивать фонематическое восприятие.Закрепить знания детей о звуках, буквах.Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденным...