НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в лес. Звук [у]. Буква У»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote_2.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по подготовке к обучению грамоте
«Путешествие в лес. Звук [у]. Буква У»
Задачи
Образовательные:
познакомить со звуком [у], закреплять правильное произношение звука [у]. Учить определять места звука в словах (в начале, в середине или в конце слова). Познакомить с буквой У. Совершенствовать фонематический слух. Учить образовывать названия детенышей диких животных,
Развивающие:
развивать внимание, мышление, связную речь.
Воспитательные:
воспитывать основы экологической грамотности, умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
ХОД НОД
- Организационный момент. Приветствие. (Дети стоят в кругу на ковре)
В.: Поздороваемся с гостями
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Хором скажем слово «здравствуйте».
- Актуализация знаний.
В.: Ребята, вы когда-нибудь были в лесу? Давайте сегодня все вместе отправимся в путешествие в лес. Чтобы оказаться в лесу, надо выполнить разминку – продолжить фразы.
Все слова состоят из …. Звуки мы можем …. и….. Гласные звуки мы …. Звуки на письме обозначаются …. Буквы мы …… и…..
Вот мы и готовы идти в лес.
1-2-3 покружись,
1-2-3 поклонись,
1-2-3 улыбнись
И в лесу окажись!
Игра с мячом «Назови первый звук» (дети стоят в кругу).
В.: Назову то, что мы видим в лесу, а вы назовите первый звук слова.
Слова: цветок, ива, тропинка, кукушка, гриб, волк, муравей, куст, поляна.
Устроим привал на лесной поляне и вспомним правила поведения в лесу.
- Постановка темы и цели
(Дети садятся на ковёр)
Ответы детей.
В лесу нельзя кричать, чтобы не спугнуть птиц и зверей.
В лесу нельзя рвать цветы и ломать ветки.
Нельзя оставлять непотушенный костёр.
В лесу нельзя бросать мусор.
Из леса нельзя брать животных домой.
В.: Если мы будем соблюдать все эти правила, то можем увидеть и услышать в лесу много интересного. Закройте глаза.
Дети слушают звуки леса.
В.: Беседа
-Что вы услышали?
Д.: Кричит филин. Воет волк. Кукует кукушка.
В.: Озвучим всех животных . Изобразим их голоса. Как воет волк? (У-у-у) Как кричит филин? (Ух-ух.) Как кричит кукушка? (Ку-ку.)
Какой звук повторялся , когда вы озвучивали животных? [у]
Значит, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?
Д.: Будем знакомиться со звуком [у] и буквами, которые обозначают на письме этот звук.
- Работа над новым материалом
Артикуляционная гимнастика
Волк
Возле леса бродит Волк,
Он зубами щёлк да щёлк!
Щёлк да щёлк! Щёлк да щёлк –
Вот какой сердитый Волк.
Активно открывать и закрывать рот.
Волк голодный воет: «У-у-у,
Мне бы утку хоть одну!»
Губы вытянуты вперёд.
Спрячем уток за забор.
Уходи зубастый вор!
Оскалить зубы.
Волк сердит .Двор закрыт.
Двор закрыт. Волк сердит.
Чередование оскала и вытягивания губ.
Волк утёнка не схватил,
Только слюнки проглотил.
Проглотить слюнки.
Выделение звука [у] в словах
В.: Ребята, а вы не испугались такого сердитого волка?
Отправимся в лесной детский сад. (Дети садятся за столы)
Кто из зверят пришёл сегодня в лесной детский сад?
Д.: В детский сад пришли Лисёнок, Волчонок, Бельчонок, Зайчонок.
Игра «Подарим игрушки»
В.: Подарим зверятам игрушки , в названии которых есть звук [у] : кубик, утка, жук, кукла, Петрушка. (Индивидуальная работа)
Вывод: Какой звук есть в каждом слове?
Артикуляция звука
Наблюдение за артикуляцией звука У. Произнесение звука. Работа в парах.
В.: Как вы думаете, что происходит с губами, зубами, язычком, голосом, когда вы произносите звук [у]. Посмотрите друг на друга.
Д.: Губы вытянуты вперед трубочкой, зубы раскрыты, язычок лежит внизу за нижними зубами, голос поёт.
В.: Как называется звук [у]?
Д.: Это гласный звук.
Игра «Будь внимательным»
В.: Я буду произносить звуки, если вы услышите звук [у], хлопните в ладоши .
У И А У Ы У О У Э Ы У А Ы И У А О И У Ы А Э О У У О А У
В.: Совушка-умная головушка прилетела в детский сад зверят уму-разуму учить, просит их выполнить разные задания.
Совушка хочет проверить, кто больше назовёт слов, которые начинаются со звука [у]. Девочки будут помогать команде Лисёнка и Бельчонка, мальчики – команде Волчонка и Зайчонка.
Д.У кого глаза на рогах, а дом на спине?
М.Неядовитая змея с желтыми пятнами на голове?
Д.Вечерняя еда
М.Школьник
Д.Суп из рыбы
М.Начало дня
Самостоятельная работа
В.: Совушка просит зверят посмотреть на предметы и обвести те, в названии которых есть звук [у]. Поможем зверятам. (У каждого ребёнка задание на листке лежит на столе.)
Перед работой выполним разминку для пальчиков.
«Пальчики здороваются»
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении.
Предлагаемые картинки: удочка, бусы, усы, уши, автобус, мяч, лопата.
Проверка.
В.: Назовите слово, голосом выделите нужный звук, определите место звука в слове.
Если остальные ребята согласны, хлопните в ладоши.
Вывод: Какой звук искали в словах? Какой это звук?
Физкультминутка
«Совушка»
Обозначение звука буквой
Звук «У» на письме обозначается буквой У.
Из скольких палочек она состоит? (из двух).
Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая.
- С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой? (с левой стороны).
На что похожа?
Выкладывание буквы У из шишек.
Вывод: Какую букву выложили? Какой звук она обозначает?
В.: Пора нам возвращаться домой. Совушка не только зверят, но и нас уму-разуму поучила. Зверятам тоже пора по домам. А мы пройдем все вместе на ковёр. Чтобы вернуться обратно в наш детский сад нужно назвать слова с нашим новым звуком.
1-2-3 покружись,
1-2-3 поклонись,
1-2-3 улыбнись
И в детском саду окажись!
- Итоги. Рефлексия.
С каким новым звуком познакомились? Какой это звук? Почему? Скажите, что вам понравилось сегодня больше всего? Что было трудно? Над чем нужно ещё поработать? А мне понравилось, как вы отвечали, дружно играли, помогали друг другу, правильно вели себя в лесу. Поэтому у нас получилось такое хорошее путешествие.
Закончить путешествие хочу также словами со звуком у. Первое слово - умница. Кого сегодня можно так назвать? (Похвалить тех детей, кто активно работал.)
Знаю слово – улыбка. Если настроение у вас радостное после путешествия, выберите улыбающийся жёлтый смайлик, если настроение другое возьмите оранжевый смайлик. Покажите нашим гостям и улыбнитесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет «Звук и буква «О».
Программное содержание:· Продолжать знакомить детей со звуками и буквами;·...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"
Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (о...
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"...
Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы"
Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы". Данный конспект и презентация под...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква М»
Программное содержание:- Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»; - закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка» с...