НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в лес. Звук [у]. Буква У»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote_2.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по подготовке к обучению грамоте

«Путешествие в лес. Звук [у]. Буква У»

Задачи

Образовательные:

познакомить со звуком [у], закреплять правильное произношение звука [у]. Учить определять места звука  в словах (в начале, в середине или в конце слова). Познакомить с буквой  У.  Совершенствовать  фонематический слух. Учить образовывать названия детенышей диких животных,

Развивающие:
развивать внимание, мышление,  связную речь.

Воспитательные:
воспитывать основы экологической грамотности,  умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

ХОД   НОД

  1. Организационный момент. Приветствие. (Дети стоят в кругу на ковре)

В.: Поздороваемся с гостями

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Хором  скажем слово  «здравствуйте».

  1.  Актуализация знаний.

В.: Ребята, вы когда-нибудь были в лесу?  Давайте сегодня все вместе отправимся в путешествие в лес. Чтобы оказаться в лесу, надо  выполнить разминку – продолжить фразы.

Все слова состоят из …. Звуки мы можем  …. и….. Гласные звуки мы …. Звуки на письме обозначаются ….  Буквы мы …… и…..

Вот мы и готовы идти в лес.

1-2-3 покружись,

1-2-3 поклонись,

1-2-3 улыбнись

И в лесу окажись!

Игра с мячом «Назови первый звук» (дети стоят в кругу).

В.: Назову то, что мы видим в лесу, а вы назовите первый звук слова.

Слова: цветок, ива, тропинка, кукушка, гриб, волк,  муравей, куст, поляна.

Устроим привал на лесной поляне и вспомним правила поведения в лесу.

  1. Постановка темы и цели

(Дети садятся на ковёр)

Ответы детей.

В лесу нельзя кричать, чтобы не спугнуть птиц и зверей.
В лесу нельзя рвать цветы и ломать ветки.

Нельзя оставлять непотушенный костёр.
В лесу нельзя бросать мусор.
Из леса нельзя брать животных домой.

В.: Если мы будем соблюдать все эти правила, то можем увидеть и услышать в лесу много интересного. Закройте глаза.

Дети слушают звуки леса.

В.: Беседа

-Что вы услышали?

Д.: Кричит филин. Воет волк. Кукует кукушка.

  В.: Озвучим всех животных . Изобразим их голоса. Как воет волк?  (У-у-у) Как   кричит филин? (Ух-ух.) Как   кричит кукушка? (Ку-ку.)

  Какой звук повторялся , когда вы озвучивали животных?  [у]

  Значит,  с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?

Д.: Будем знакомиться со звуком [у] и буквами, которые обозначают на письме этот звук.

  1. Работа над  новым материалом

     Артикуляционная гимнастика

Волк

Возле леса  бродит Волк,

Он зубами щёлк да щёлк!

Щёлк да щёлк! Щёлк да щёлк –

Вот какой сердитый Волк.

Активно открывать и закрывать рот.

Волк голодный воет: «У-у-у,

Мне бы утку хоть одну!»

Губы вытянуты вперёд.

Спрячем уток за забор.

Уходи зубастый вор!

Оскалить зубы.

Волк сердит .Двор закрыт.

Двор закрыт. Волк сердит.

Чередование оскала и вытягивания губ.

Волк утёнка не схватил,

Только слюнки проглотил.

Проглотить слюнки.

Выделение звука [у] в словах

В.: Ребята, а вы не испугались такого сердитого волка?

Отправимся в лесной детский сад. (Дети садятся за столы)

 Кто из зверят  пришёл сегодня в лесной детский сад?

Д.: В детский сад пришли  Лисёнок, Волчонок, Бельчонок, Зайчонок.

Игра «Подарим игрушки»

В.: Подарим зверятам игрушки , в названии которых  есть звук [у] : кубик, утка, жук, кукла, Петрушка. (Индивидуальная работа)

Вывод: Какой звук есть в каждом слове?

Артикуляция звука

Наблюдение за артикуляцией звука У. Произнесение звука. Работа в парах.
В.: Как вы думаете, что происходит с губами, зубами, язычком, голосом, когда вы произносите звук [у]. Посмотрите друг на друга.
Д.: Губы вытянуты вперед трубочкой, зубы раскрыты, язычок лежит внизу за нижними зубами, голос поёт.
В.: Как называется звук [у]?

Д.: Это гласный звук.

Игра «Будь внимательным»

В.: Я буду произносить звуки, если вы услышите звук [у],  хлопните  в ладоши .

У И А У  Ы У О У Э  Ы У А Ы И У А О И  У Ы А Э  О У У  О А У

В.: Совушка-умная головушка прилетела в детский сад зверят уму-разуму учить, просит их выполнить разные задания.

Совушка хочет проверить, кто  больше назовёт слов, которые начинаются со звука [у].  Девочки будут помогать команде Лисёнка и Бельчонка, мальчики – команде Волчонка и Зайчонка.

 Д.У кого глаза на рогах, а дом на спине?

 М.Неядовитая змея с желтыми пятнами на голове?

 Д.Вечерняя еда

 М.Школьник

 Д.Суп из рыбы

 М.Начало дня

Самостоятельная работа

В.: Совушка просит зверят посмотреть на предметы и обвести те, в названии  которых есть звук [у]. Поможем зверятам. (У каждого ребёнка задание на листке лежит на столе.)

Перед работой выполним разминку для пальчиков.

 «Пальчики здороваются»

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении.

Предлагаемые картинки: удочка, бусы, усы, уши, автобус, мяч, лопата.

Проверка.

В.: Назовите слово, голосом выделите нужный звук, определите место звука в слове.

Если остальные ребята согласны, хлопните в ладоши.

Вывод: Какой звук искали в словах? Какой это звук?

Физкультминутка

«Совушка»

Обозначение звука буквой

Звук «У» на письме обозначается буквой У.

Из скольких палочек она состоит? (из двух).

Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая.

- С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой? (с левой стороны).

На что похожа?

Выкладывание буквы У из шишек.

Вывод: Какую букву выложили? Какой звук она обозначает?

В.: Пора нам возвращаться домой. Совушка не только зверят, но и нас уму-разуму поучила. Зверятам тоже пора по домам. А мы  пройдем все вместе на ковёр. Чтобы вернуться обратно в наш детский сад нужно    назвать  слова с нашим новым звуком.

1-2-3 покружись,

1-2-3 поклонись,

1-2-3 улыбнись

И в детском саду окажись!

  1. Итоги. Рефлексия.

С каким новым звуком  познакомились? Какой это звук? Почему? Скажите, что вам понравилось сегодня больше всего? Что было трудно? Над чем нужно ещё поработать? А мне понравилось, как вы отвечали, дружно играли, помогали друг другу, правильно вели себя в лесу. Поэтому у нас получилось такое хорошее путешествие.

Закончить путешествие хочу также словами  со звуком у. Первое слово -  умница. Кого сегодня можно так назвать?  (Похвалить тех детей, кто активно работал.)

Знаю слово – улыбка. Если настроение у вас радостное после путешествия, выберите улыбающийся жёлтый смайлик, если настроение другое  возьмите  оранжевый смайлик. Покажите нашим гостям и улыбнитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет «Звук и буква «О».

Программное содержание:·              Продолжать знакомить детей со звуками и буквами;·...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (о...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Б"...

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы"

Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по подготовке в обучении грамоте с использованием интерактивной презентации "Гласные звуки и буквы". Данный конспект и презентация под...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква М»

Программное содержание:- Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»; - закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка» с...