Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Щербакова Лариса Ивановна

Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты дать понятие о механизме образования звука И, познакомить ребят с многозначными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №18 «ОГОНЕК»

238750 Калининградская обл., г. Советск, ул. Фурманова, 6а. Тел.: 3-63-36, 3-67-32.

Факс 8401 61 36336,  еmail: ogonok18@rambler.ru

Конспект  занятия

по  подготовке

к освоению грамоты.

Старшая группа.

Подготовила и провела:

Щербакова Лариса Ивановна

Цель: Образовательные:

- дать понятие о механизме образования звука И;

- познакомить ребят с многозначными словами.

Развивающие:

- учить детей образовывать слова с уменьшительно-

   ласкательными и увеличительными суффиксами;

- развитие фонематического слуха, слухового

  внимания и памяти;

- развитие умения составлять из частей целостное

  изображение предмета;

- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;

Воспитательная:

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

 Оборудование:

предметные картинки, ,   мольберт,  игра ,   бубен, «портреты» братьев Ик, Ищ,  буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги),  атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия счетные палочки, пеналы, фламастеры ,  пальчиковая  гимнастика на диске, артикуляционная гимнастика на диске.

Словарная работа:

Глас (древнерусское слово) – голос.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Снятие  психоэмоционального  напряжения.

Воспитатель:         Ребята! Доброе утро! Каждый новый день надо начинать с  хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку  тепла и доброты, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. А сейчас откройте глаза. Давайте улыбнёмся,  пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети:                     Доброе утро!

Воспитатель:        Сядьте, пожалуйста,  на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки»

Воспитатель:         Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:                         Вы повторяли несколько раз слово «иголки».

Воспитатель:         Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста,   на фланелеграф.

Ребёнок:               (Иголки  разные.)

Воспитатель:        Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными. Давайте запомним это слово.

Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

- И- и- и- иголка.

- Какой звук я выделяла голосом?

Дети:                     (Звук [и].)

Воспитатель:       Сегодня мы будем знакомиться с новым  звуком.

Это звук [И].

3. Артикуляция звука и его характеристика.

Воспитатель:        Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:                 И.

Воспитатель:        Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым. Как вы думаете,  этот звук  длинный или короткий? Давайте проверим.

Дети произносят звук.

Вопросы:                  Когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык?

Дети:                         (При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.)

Воспитатель:        Этот звук  поётся?

Дети:                        Этот звук можно петь.

Воспитатель:        Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос. Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные». Звук [И] – гласный звук.

Вывод:         Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.

4. Упражнение с пальчиками.

Воспитатель:        Ребята! Подойдите  ко мне и  приготовьте  пальчики.

Установка: на каждую строчку  загибайте пальчик.

«И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать»

Дети:                        (Это имя.)

(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий     вопрос).

Воспитатель:         Назовите имена детей которые начинаются на звук и . Есть имена и у пальчиков.

Гимнастика для пальчиков.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! -  говорят.

Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам,  закрывать и  открывать глаза).

Мишка-серёдка,

Гриша сиротка

Да крошка Тимошка!

( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).

5. Игровое упражнение «Угадай звук!»

Установка:

- Хлопнуть в ладоши если в изображенном предмете есть звук И, а если нет убрать руки за спину.

Воспитатель показывает предметные картинки.

Кого вы видите перед собой?

Дети:                        Да это же лошадки!

Воспитатель:        А как они подают  голос?

Дети:                 И-и-го-го!

Воспитатель:         Какой звук вы услышали в этой песенке?

Дети:                 (Звук (и))

Воспитатель:        А как зовут  детёныша лошади? (Жеребёнок.)

Воспитатель:        Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна.  А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.

6. Киргизская народная игра «Скачка»

Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.

В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий  бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Сядьте, пожалуйста.  Я хочу рассказать вам сказку.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)                                                    

У Ика был домик, а у  Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ?

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

Дети:                        Это звук [и].

Воспитатель:         Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

Ребёнок:                Звуки мы не видим.

Воспитатель:        Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы). Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы). Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).

Игровое упражнение «Выкладывание буквы счетными палочками»

8. Работа за столами.

На карточках выложить первый звук слова с помощью фишек красного цвета или синего цвета

9. « Домики гласные и согласные звуки»

10. Итог занятия.

Воспитатель:        С каким звуком вы сегодня познакомились? Можно ли этот звук петь? Как называются звуки, которые поются? Какой буквой обозначается звук [И]? Вы мне очень понравились. Хорошо отвечали  на вопросы, были активными на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод экспериментов при освоении грамоты детьми с ЗПР

Дошкольник с трудностями в обучении легко осваивают звуки родного языка, если работа ведется в системе.Освоение звуков лучше организовать так, чтобы были использованы все каналы восприятия: зрение, сл...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми ЗПР. Освоение грамоты, звук и буква Л.

В конспекте представлена последовательность работы по обучению детей с ЗПР грамоте на основе работы с буквой Л. Представлены виды работы: развитие артикуляции, развитие фонематического восприятия, ана...

«Педагогическая технология подготовки старших дошкольников к освоению грамоты"

Огромный поток информации  и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети.Применение указанной методики в течение нескольких л...

Планирование НОД по освоению грамоты детей в старшем дошкольном возрасте

В нашем детском саду мы работаем по программе "Истоки" под редакцией Л.А.Парамоновой. Так как у нас нет подготовительной группы, дети идут в блок шестилеток в школу, возникла проблема. как систематизи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12015850","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...

Презентация, методическое пособие для педагогов, родителей «Звуко-буквенный анализ и синтез – основа успешного освоения грамоты»

laquo;Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»Цель занятий по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его эл...