Контрольное занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе Тема: "Сказочные сани"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Наталья Таран

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДЕТСКИЙ САД № 16 «РУЧЕЁК»

 

Тема: "Сказочные сани"

 

Контрольное занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе

Воспитатель Таран Н.В.

 

г. Джанкой

2020 г.

 

Программное содержание: продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове, составлять простые и сложные предложения, совершенствовать умение делить слова на части, определять количество слогов в слове, придумывать родственные слова, проводить звуковой анализ слова. Учить называть слова с заданным звуком. Закрепить знание гласных и согласных звуков Совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.

Материалы.

 Демонстрационный: иллюстрация саней со схемой для звукового анализа,

снежинки с цифрами, фишки, мяч, игрушка-кошка.

Раздаточный: схема слова для звукового анализа на каждого ребёнка, фишки, раскраски с санями.

Ход занятия.

Организационный момент:

Дети стоят в кругу.

- Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

-  Предлагаю сейчас сделать разминку для язычка, т.к. на нашем занятии он будет основным помощником.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

- И на наши ладошки опустились снежинки. Давайте сделаем вдох и сдуем их.

- А теперь проходите и присаживайтесь на стульчики.

         Обратить внимание детей на доску, на которой иллюстрация с изображением саней, повёрнута лицевой стороной к доске. Вокруг иллюстрации расположены снежинки (пронумерованные), с написанными на них заданиями. Чтобы узнать, что нарисовано на картинке, необходимо их выполнить.

- Как вы думаете, где снежинка с первым заданием? (это снежинка с цифрой один). Предлагаю ребёнку, первому ответившему на этот вопрос подойти и снять снежинку.

- Первое задание. Игра - «Волшебники» (с мячом). Мы с вами сейчас превратимся в волшебников, которые создают новые слова.

1. Образец: стакан из стекла-стеклянный стакан.

 Детям предлагаются варианты слов: уши зайца –заячьи уши, платок бабушки, суп из молока, сумка из кожи, кораблик из бумаги, сок из яблок, стакан из стекла, хвост лисы, пирамидка из дерева, мяч из резины, конструктор из пластмассы, шапка из меха, запеканка из творога, молоко коровы.

2. Назвать похожие слова: слова-родственники (без мяча). Образец: медведь-медведица-медвежонок-медвежий.

Снег (снежинка, снеговик, снегирь, Снегурочка, подснежник, снегопад).

Вода (водяной, водоросли, водолаз, подводная (лодка), водопад, земноводные).

- Молодцы, с первым заданием справились. Предлагаю отдохнуть и провести пальчиковую гимнастику.

Мы с вами в лес шагаем, диких животным изучаем.

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

У рыси рысята. Парное касание мизинцев.

У волчицы … волчата. Парное касание безымянных пальцев.

У лисицы … лисята. Парное касание средних пальцев.

У медведицы … медвежата. Парное касание указательных пальцев.

У тигрицы … тигрята. Парное касание больших пальцев.

Дальше гуляем, животных изучаем.

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

У оленихи – оленята. Парное касание мизинцев.

У зайчихи – … зайчата. Парное касание безымянных пальцев.

У ежихи – … ежата. Парное касание средних пальцев.

У лосихи – … лосята. Парное касание указательных пальцев.

У бобрихи – … бобрята. Парное касание больших пальцев.

Диких животных не пугаем,

Погрозим указательным пальцем правой руки.

От браконьеров защищаем.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

- На какой снежинке следующее задание? (следующее задание на снежинке с цифрой два). Подходит ребёнок и снимает нужную снежинку.

- Какое же на ней задание? «Отгадайте зимние загадки и определите количество слогов в слове-отгадке».

- А теперь приступаем к загадкам.   

 

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется... (кормушка)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется... (снег)

 

     Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

    Серебристая... (снежинка)

 

Всё лето стояли

Зимы ожидали.

Дождались поры-

Помчались с горы… (санки)

 

     В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий... (лёд)

 

 
  

Как в чехольчиках, гуляют

    Пальцы в них не замерзают

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в... (перчатки)

- Вот мы справились и со вторым заданием!

       Далее ребёнок снимает снежинку с цифрой три. Задание: назвать парный согласный (твёрдый или мягкий).  Для выполнения следующего задания сначала подходят девочки, затем мальчики. Отвечает тот, до кого дотронулись и возвращается на своё место.

- А теперь предлагаю набраться сил перед следующими заданиями и провести физкультминутку, которая называется «Зима».

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.              

(шагаем, высоко поднимая колени)
 

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

(пружинистые движения на  месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.    

(плавные пружинист движения руки согнуты в локтях)

И Снегурку лепим мы, лепим мы.

(соответствующие движения)   

Гостью-зиму любим мы, любим мы.              

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

 

 - Какое следующее задание нам предстоит выполнить, мы узнаем, сняв снежинку с цифрой…(четыре). Нам предлагают поиграть в игру «Где спрятался звук». Я называю слова и если вы услышали. Что звук т находится в начале слова-хлопаете один раз. В конце слова-хлопаете два раза.

Таблетка, такси, туча, туфли.

Самокат, салют, самолёт, пульт.

- Молодцы! Ещё на одно задание стало меньше! Следующая снежинка с цифрой…(пять).

    Снимаем снежинку и читаем задание.

- К вам в гости пришла кошка и просит, чтобы вы про неё составили предложения. Дети составляют и далее проводится игра «Живое предложение».

- У нас осталась последняя снежинка с цифрой… (шесть).

- Нам необходимо отгадать, что изображено на картинке. Название этого предмета начинается на звук (с). Что это может быть?

    Дети называют свои варианты слов. После этого переворачивается иллюстрация (сани) и дети проходят за столы.

- Предлагаю провести зрительную гимнастику, ведь нашим глазам тоже нужен отдых. (Дети следят за перчаткой, надетой на руку педагога).

Затем проводят звуковой анализ слова сани (у доски задание выполняется по одному человеку).

- Но прежде чем мы приступить к этому заданию, давайте вспомним какие бывают звуки?

- Гласные и согласные.

- Назовите гласные звуки (А, И, О, У, Ы, Э)

- Почему их называют гласными?

- Они тянутся и легко поются.

- Покажите, какой фишкой мы их обозначаем? (Красной фишкой)

- Какие звуки мы называем согласными?

(Звуки, которые не поются, при произношении встречают во рту преграду зубы, губы, язык)

- Какие бывают согласные звуки? (мягкие и твёрдые)

- Какой фишкой обозначаем твёрдый согласный звук? (синей). Покажите её!

- Какой фишкой обозначаем мягкий согласный звук? (зелёной). Покажите её!

    - Молодцы. Вот мы и вспомнили звуки.

Послушайте как звучит слово “сани” и сосчитайте сколько звуков в этом слове? (четыре звука).

- Кто произнесёт слово так, чтобы мы услышали чётко 1 звук?

- Дай данному звуку характеристику и обозначь его у доски.

(Первый звук С - согласный, твёрдый, обозначаю синей фишкой).

- Кто произнесёт слово так, чтобы мы услышали чётко 2 звук?

- Дай данному звуку характеристику и обозначь его у доски.

(Второй звук А - гласный, обозначаю красной фишкой).

(Провожу работу со всеми звуками)

- Н- согласный, мягкий, обозначаю зелёной фишкой.

- А - гласный, обозначаю красной фишкой.

- Давайте прочитаем все вместе это слово “сани” (дети следят за указкой).

- Уберите мягкий согласный звук.

- На каком месте он находится? (3-м).

- Уберите твёрдый согласный звук.

- На каком месте он находятся? (1-м)

- Какие звуки остались? (Гласные - И, А).

- Молодцы вы все справились с этой работой. 

Подвести итог занятия, задавая сопутствующие вопросы.

- Я знала, что у нас всё получится, и поэтому приготовила для вас сюрприз: (раскраски –сани).

 

 

 

             


 

        

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"

Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией  образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...

Занятие по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».

•Закреплять умение  детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.•Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя....

занятие по обучению грамоте и развитию речи.Тема: Звук Б и Бь

Данная презентация составлена с учетом рограммы "Детский сад 2100"...

Конспект открытого итогового занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Весенняя школа"

Конспект по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной логопедической группе "Весенняя школа"...

Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи " Маша и медведь"

НОД по обучению грамоте и развитию речи " Маша и медведь"...

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема: «Знакомство с инопланетянами».

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема:  «Знакомство с инопланетянами».Воспитатель: Ефименко Е.Д.Программное с...