Конспект занятия По обучению грамоте и развитию речи В подготовительной группе по теме: «Страна знаний»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
По обучению грамоте и развитию речи
В подготовительной группе
по теме: «В гостях у королевы.»
Подготовила и провела воспитатель: Федорова Л.И.
Цель:
- Знакомить с буквой «Ш»
- Учить различать и четко произносить звук «Ш» в слогах, словах и фразах
- Упражнять в чтении прямых и обратных слогов
- Развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами.
Задачи:
- Определять позицию звука «Ш» в слове
- Уточнять артикуляцию звука «Ш»
- Упражнять в слоговом анализе слов «Игра телеграф»
- Учить проговаривать фразы, не пропуская, не переставляя, не заменяя слоги в словах
Эмоционально-стимулирующая гимнастика перед занятием «Дружно за руки беритесь».
Весело смеяться (Последовательно выполняют мимические и артикуляционные упражнения «Хитрое лицо», «Печальное лицо», «Улыбка», «Заборчик»)
Ход занятия
Под легкую музыку дети входят в зал и встают лицом к гостям.
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся в веселое путешествие, в Страну Знаний, к королеве Грамматике.
На ковер ставят фанерные деревья, грибы. Дети идут под музыку друг за другом: сначала на носочках, потом на пяточках, высоко поднимая колени, приставным шагом. Музыкальное сопровождение меняется дал каждого движения.
Воспитатель:
Вот мы и пришли.
Звучит аудиозапись «Учат в школе» В. Шаинского, открывается занавес. Дети рассматривают дворец Королевы.
Воспитатель:
Как вы думаете, кто здесь живет? Давайте постучим и посмотрим, кто выйдет на стук.
Королева:
Здравствуйте, ребята! Проходите, присаживайтесь.
Живу я в замке не одна,
А дружною семьёй.
Вот звуки - младшие мои
Помощники веселые.
Пришли сегодня к вам они с моей веселой гусеничкой. Она очень любит с вами играть. Давайте внимательно её послушаем:
Гусеничка:
«Ах, какое мое тельце,
Длинное, атласное.
А на спинке своей
Принесла вам гласные.
Буквы надо показать,
Все их правильно назвать.
И придумать к каждой слово,
У кого оно готово?
Королева:
Дети, а вы знакомы с этими звуками или знаете стихи, в которых они часто встречаются?
Учил урок Ульяшка,
Утенок-первоклашка.
Уронил учебник на пол,
Клюв чернилами закапал.
Уработался, устал,
Утром в школу опоздал.
Е.В. Колесникова
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая
Игрушка расписная.
Г. Сатир
- Что ведешь, автомашина?
- Всё, что есть на букву «А»:
- Вот арбузы, апельсины,
- Абрикосы и айва.
Дети выходят, называют гласные звуки и слова, начинающиеся на гласную букву.
Королева:
Дети, а какой особенностью обладают гласные звуки? Каким цветом они обозначаются?
Дети:
Их можно пропевать, говорить протяжно. Обозначаются они красным цветом.
Игра «Покажи, где твой дружок»
Цель: упражнять в составлении и чтении прямых и обратных слогов.
Воспитатель читает зарифмованное задание:
- Начинается игра,
Собирайся, детвора.
На лесной поляне
Буквы спляшут с нами.
Буква С (М, П…) вставай в кружок,
Покажи, где твой дружок.
Вы станцуете вдвоем,
А мы песенку споем.
- Са-Са, Ас-Ас!
- Со-Со, Ос-Ос.
- Су-Су, Ус-Ус и т.д.
Королева:
А сейчас, ребята, давайте вспомним ещё один согласный звук, с которым мы с вами познакомились на предыдущих занятиях. Для этого мы с вами превратимся в волшебников:
- Абракадабра, сим салабим,
Детей в волшебников превратим!
А наш указательный пальчик превратится в волшебную палочку, со взмахом которой мы будем делать волшебство.
«Я назову предмет большой,
А вы предмет поменьше.
В моих словах звук «Ц» молчит,
А в ваших четко так звучит:
Дерево-деревце и подобное
Воспитатель:
Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Этот звук живет в слове-отгадке. Послушайте загадку:
«Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый….» (шмель)
С какого звука начинается слово «шмель»?
Воспитатель:
К нам в гости пришла кукла Маша. Давайте назовем ее ласково – Машенька. Какой согласный звук звучит в середине слова?
Воспитатель:
Какие еще имена вы знаете со звуком «Ш»?
Дети:
Саша-Сашенька и др
Воспитатель:
Давайте мы с вами подарим Маше подарки в названии которых есть звук «Ш» (матрешка,…..).
Воспитатель:
Где стоит звук «Ш» в этих словах?
Воспитатель:
А теперь давайте научим Машу произносить этот звук. Для этого возьмите наше зеркальце.
Дети берут перед собой зеркальце.
Воспитатель:
Что делают губы, когда произносят этот звук? (Округляются, делаются как трубочки)
Зубки наши сближены, где находится при этом язычок? (За верхними зубами. Язычок при этом широкий, сворачивается чашечкой. Воздушная струя встречает преграду).
Воспитатель:
Как мы произносим звук «Ш» - с голосом или без голоса?
Воспитатель:
Звук «Ш» всегда твердый, глухой, согласный. Каким цветом мы будем обозначать согласный звук «Ш»?
Дети:
Синим цветом.
Воспитатель:
Придумайте слова, начинающиеся со звука «Ш».
Шоколад……,
Воспитатель:
Где стоит звук?
Воспитатель:
А сейчас давайте поиграем с этим звуком в игру «Поймай звук» (дети выходят в круг). Я буду бросать вам звуки, а вы мне обратно – слоги: ш, а-ш, ш,о-шо, ош-ош, ш,ш-у, уш-уш.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, садитесь и послушайте чистоговорку со звуком [ш]. Я вам буду говорить, а вы за мной повторяйте и запомните:
Шили штанишки мишке,
Вышли малы штанишки.
Решили отдать зайчишке,
А ему велики штанишки.
Решили надеть на кошку,
А кошка ушла в окошко!
Кому же мы, ребятишки,
Шили эти штанишки?
Воспитатель:
А теперь кто за мною быстрее повторит…
Белка шишки шелушила,
Тут чешуйки накрошила..
Воспитатель:
Дети, вы это время мы с вами говорили со звуком [ш]. Но каждый звук вы знаете обозначается буквой. Я вам расскажу сказку о том, как появилась буква Ш.
Сказка о букве «Ш»
А теперь я вас познакомлю с буквой Ш. Эта буква состоит из палочек. На что похожа буква Ш? (на расческу, грабли). Какие буквы можно сделать из буквы Ш? (П,Т, Г). Как пишется буква Ш? (Три палочки пишутся сверху вниз, одна палочка внизу слева направо).
Королева:
Дети, давайте поиграем с вами веселыми карандашиками. Вот сейчас они превратились в веселых вертушек. Покрутите их тремя пальчиками.
Теперь поиграем с глазками:
Посмотрим далеко (ладонь у лба),
Посмотрим близко (ладонь к носу)
Посмотрим высоко,
Посмотрим низко.
Раздается стук в дверь и выносится письмо от Грамматея.
Текст письма: «Ваше путешествие по Стране Знаний продолжается. Выполните задания.
Задание 1. Вам нужно в ровном темпе отхлопать и проговорить скороговорку:
По-шли, по-шли, по-е-ха-ли.
За спе-лы-ми о-ре-ха-ми.
За о-ре-ха-ми, гри-ба-ми,
Что ро-дят-ся под ду-ба-ми.
Что рас-тут под клее-на-ми,
Под ли-па-ми зе-лё-ны-ми.»
Подходим к ёлочке, находим еще одно задание.
Задание 2:
Лесная красавица в гости пришла,
На ветках зеленых шары принесла.
Внимательно эти шары рассмотри,
И пары слогов на шарах ты прочти.
Задание 3:
Клоун веселый за лесом живет,
К нему идите – задание найдите.
Задание:
Рады взрослые и дети,
Смехом цирк наполнен,
Потому что на арене
Появился клоун.
Этот клоун непростой,
Он жонглер известный.
Составляет он слова –
Прочти их… Интересно?
(Оса, осы, роса, росы, коса,косы)
Воспитатель:
А теперь клоун Клёпа хочет поиграть в «Телеграф». Правила игры: он называет вам слово, а вы поочередно отстукиваете его ритм. Называете, сколько слогов в слове.
Во-да, ма-ма, ок-но, кро-вать, клум-ба, ма-ши-на, ба-ра-бан, дом, сом, дверь.
Королева:
Спасибо, дети, что Вы посетили мою страну, показали свои знания, мне вы очень понравились. Вы хорошо справились со всеми моими заданиями, и я хочу вас угостить.
Угощение, возвращение домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"
Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...

Занятие по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».
•Закреплять умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.•Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя....

Конспект итоговой НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».
Конспект итоговой НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».Задачи: •Закреплять умение детей различать гласные, твердые и мягкие согласные...
Конспект открытого итогового занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Весенняя школа"
Конспект по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной логопедической группе "Весенняя школа"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " Путешествие по Стране Знаний".
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе напрвлен на закрепление и обобщение полученных знаний....
Итоговое занятие по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну правильной речи"
В увлекательной форме путешествия повторяем пройденные темы по обучению грамоте...
