КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с в старшей группе
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Зверева Елена Геннадьевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

 

на тему: «Почтальон принес письмо, мы не знаем для кого…»

образовательная область реЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

группа общеразвивающей направленности для детей  5-6 лет

 "Буква а и звук а"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_a_i_zvuk_a.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 125» г. Оренбурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

на тему: «Почтальон принес письмо, мы не знаем для кого…»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

группа общеразвивающей направленности для детей  5-6 лет №3

Выполнил:

Зверева Е.Г.

воспитатель МДОБУ № 125

Согласовано:

Соловых Ю.В.,

заместитель заведующего по ВО и МР

Оренбург, 2019

Конспект занятия

  1. Организационная информация

1.1

Доминирующая

образовательная область

Речевое развитие

1.2

Виды деятельности

 детей

коммуникативный

игровой

двигательный

познавательно-исследовательский

  1. Методическая информация

2.1

Тема занятия

Почтальон принес письмо, мы не знаем для кого…

2.2

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

Наглядный (демонстрация, рассматривание, показ способа действия,

Словесный (беседа, объяснение, загадка,

Игровой (дидактическая игра, словесная игра)

Практический (выкладывание буквы из палочек, упражнение)

Прием постановки цели и мотивации деятельности детей: вступительная беседа.

Прием активизации деятельности детей в процессе занятия: создание проблемной ситуации.

Прием поддержания интереса у детей: чередование детской деятельности, физкультминутка

Прием оценки и самооценки: похвала, поощрение

2.3

Возрастная группа

5-6 лет

2.4

Цель:

Знакомство с буквой Аа и звуком  [а]

2.5

Задачи:

Закреплять понятия звук, гласный звук, согласный.

Формировать понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы. Формировать навык конструирования буквы А из палочек.

Формировать умение различать гласный звук [а] среди других гласных в дидактической игре «Хлопни в ладоши».

Формирование умения находить букву а среди других букв алфавита.

Формировать  умение подбирать слова с заданным звуком  [а] в начале слова.

Формировать умение определять на слух наличие  звука   [а] в словах в дидактической  игре «Четвертый  лишний»

Формировать умение определять место гласного звука [а]в начале, середине или в конце слова в игровом упражнении «Определи место звука а в слове».

Развивать зрительное и слуховое  внимание,  память, мышление, мелкую и крупную моторику, самоконтроль.

Воспитывать самостоятельность.

2.6

Планируемые

результаты

Дети знают букву Аа и звук [а].

2.7

Организация РППС

для проведения занятия

палочки двух цветов, пластмассовые магнитные буквы, предметные картинки , схема  определения места звука в слове, карточки с заданием  на определение места звука в слове по количеству детей, по 3 красные фишки по количеству детей , контейнер с песком, 2 одинаковых конверта в цветочек , влажные салфетки.

Графическое изображение буквы Аа на доске.

2.8

Обогащение словаря

Звук, буква, гласный звук, согласный звук.

2.9

Подготовка

к образовательной

деятельности

на занятии в

 предшествующие

режимные моменты

Знакомство с графическим изображением буквы Аа  . Подбор имен на звук [а]. Определение  положения звука а в слове на слух.

  1. Конспект занятия

3.1

Вводная часть

3.1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Воспитатель: ребята, утром почтальон принес письмо. Какое-то странное письмо…Непонятно, кому адресовано… Как же мы узнаем кому ?

Дети ( рассуждают) : конверт  с цветочками,  это письмо для девочки.

3.1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: на обратной стороне конверта PS(приписка) «Как зовут девочку вы  узнаете , если выполните задания, которые приготовил почтальон». Хотите узнать кому письмо?

Дети: Да , хотим. Когда мы узнаем кому письмо, тогда мы узнаем что в письме.

3.1.3.

Целеполагание

3.2.

Основная часть:

3.2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Воспитатель:

1.«Загадка от почтальона»

В море плавала акула

Ела все , что в нем тонуло…

К нам акула приплыла-

Превратилась в букву …А

Воспитатель: На прошлом занятии вы уже познакомились с  буквой А, поэтому вам не составит труда выложить  большую букву А из палочек. Как выдумаете, какого цвета возьмем  палочки?

Дети: красного.

Воспитатель: Почему?

Дети: потому что , звук [а],который обозначен буквой А-гласный., мы его можем петь, когда мы его произносим нет преграды для произношения. Воспитатель: что может быть преградой для произношения звука?

Дети: при произношении звуков могут мешать:  язык, губы, зубы. Эти звуки называются согласными.

Воспитатель: Правильно ребята! Давайте споём звук «а», как будто наш голос поднимается, а потом спускается по лесенке. 

2. Упражнение «Лесенка».

Дети поют звук вместе с воспитателем.

Воспитатель: Молодцы. из скольких палочек  состоит большая буква «А»?

Дети: Из трёх. Две палочки длинные и  одна короткая.

3. Выкладывание буквы А из  палочек.

Воспитатель: Какую букву вы сложили?

Дети : большую букву А

Воспитатель: Есть еще маленькая буква а. София, найди ее, пожалуйста, среди других букв. (о, р, м, н и тд .).

Сафия: Маленькая буква а, тоже гласная.

4.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши».

Воспитатель произносит звуки  а, у, о, у, а, а, о, у, а.

Услышав звук [а], дети должны хлопнуть в ладоши.

Воспитатель: Ребята, запомните, букву А мы видим и  пишем, а звук слышим и произносим!

Воспитатель: Какие  слова на звук а вы помните?

Дети: аист, арбуз, автобус, апельсин, ананас, акула, азбука, абрикос, астра, азбука, алфавит.

(воспитатель использует  предметные картинки )

Воспитатель: Молодцы!

5. Физкультминутка «Буква А»

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко,

(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

  – А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

6. Логопедическое упражнение произнесения звука «А»

Воспитатель: Длительно тянем звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

3.2.2

Добывание

(сообщение и приятие)

нового знания

7.  Дидактическая  игра «Четвертый  лишний»

Воспитатель: Посмотрите , ребята, что вы видите на картинках?

Дети : рак, жук, белка, арбуз.

Воспитатель: Как вы думаете, что  лишнее?

Воспитатель проговаривает слова и акцентирует внимание детей на  звуке а в словах.

Дети : Жук, потому , что в слове жук не слышется звук а.

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

8. Игровое упражнение «Определи место звука а в слове».

Воспитатель: Определите место звука а в слове ( в начале, середине ,конце слова) и  положите туда красный кружок-фишку по  схеме.

В первом  слове , место гласного звука а определим вместе.

Воспитатель проговаривает  все звуки в слове «рак». Где слышится звук а : в начале слова, в середине или в конце слова?

Дети: В середине слова, кладем красную фишку в середину.

3.2.3

Самостоятельная/

продуктивная  деятельность детей по закреплению нового знания

9.Самостоятельное определение  места звука а  в словах «белка», «арбуз».

Воспитатель приглашает  детей к мольберту , для определения места звука  в словах .

Воспитатель: Молодцы! Ребята ,  проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

10. Игровое упражнение «Волшебная буква»

Пока мы выполняли задания почтальона письмо сдуло легким ветерком. Ребята, вы случайно не видите письмо?

Дети находят контейнер с сухим  песком, где заранее , не полностью зарыто письмо ,смазанное клеем. Не смазана клеем только  заглавная буква А.

Воспитатель: Достанем, стряхнем песок. Оказывается , это письмо волшебное!

Что вы видите?

Дети : Буква А.

Воспитатель: Что это может значить?

Дети: Значит имя девочки начинается со звука

 [ а].

Воспитатель: Кто же это может быть?

Дети: Аня, Алена , Амира, Алиса ?

Воспитатель: Как мы теперь узнаем кому из девочек письмо?

Дети предлагают разные варианты решения проблемы, затем предлагают открыть письмо и посмотреть .  

В письме лежит диплом 1 степени для Ани Сороковых, за участие в международном конкурсе рисунков  «Чем пахнет лето».

                          Вручение диплома .

3.3.

Заключительная часть

3.3.1

Рефлексия (анализ и самоанализ

деятельности детей)

Воспитатель: Кто сегодня получил письмо ?

Как мы узнали,  что письмо для Ани?

Какая буква проявилась на письме с помощью волшебства? Что у вас вызвало интерес  на занятии?

Какое задание почтальона вызывало у вас трудности?

Молодцы , хорошо поработали, как говорится делу время, потехе час! Можно теперь отдохнуть.

3.4.

Дальнейшая разработка темы

3.4.1

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Изготовление книги «Наша азбука»

3.4.2

Длительность занятия:

20 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте, проведенного в старшей группе

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: "Звуки К, К'."...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...