Нод по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Дронова Татьяна Алексеевна

Нод по обучению грамоте для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon porosyata.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте для старшей группы

Тема: « Дом для поросят»

Цель: Способствовать развитию фонематического слуха у детей.

 Задачи:

Образовательные: Продолжать учить детей различать гласные и согласные звуки. Закреплять правильное произношение звука [н], [нь] в речи с помощью чистоговорок. Совершенствовать навык деления слов на слоги.,. Упражнять в составлении предложений с заданным словом; проводить звуковой анализ слова ДЫМ, умение придумывать слово с заданным звуком .Расширять и закреплять словарный запас детей;

Развивающие: Развивать фонематический слух, речь ,логическое мышление, память;

Воспитательные: Воспитывать стремление овладеть правильной речью.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка»; разучивание физминутки.

Оборудование: и материалы: демонстрационный: ноутбук, аудиозапись песни из мультфильма «Три поросенка», презентация к занятию – постройка дома по частям; мяч; солома, ветки, камень.  

Раздаточный: предметные картинки, мяч; карточки для звукового анализа слова «дым»; смайлики – весёлые, грустные, задумчивые.

Ход занятия.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Я скажу тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

(Звучит аудиозапись песенки из мультфильма «Три поросенка»)

«Нам не страшен Серый волк, Серый волк,

Где ты бродишь, Серый волк, злой и страшный волк?»

Воспитатель: Вы помните из какой сказки эта песня?

Дети: «Три поросенка»

Воспитатель: Три хорошеньких зверушки

                          Себе построили избушки,

                          И от волка убегали…

                         Отгадайте, как их звали?

Дети: Ниф –Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф.

Воспитатель: Вы помните чем закончилась эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа.  Но вскоре поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий, надежный дом. Самим им не справиться, вот они и просят помощи у нас. Вы хотите им помочь?  

Дети: Да!

Воспитатель: Кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Вот мы и превратимся сегодня в строителей. Как вы думаете, из каких частей состоит дом?

Дети: Стены, крыша, окна, дверь, крыльцо, труба.

Воспитатель: Еще есть фундамент – это основа, на которой строится дом. Из чего был сделан дом у Ниф-Нифа?

Дети: Из соломы.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Легкий, желтый, соломенный.

Воспитатель: Из чего был сделан  дом у Нуф-Нуфа? 

Дети: Из веток.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Непрочный, холодный, дырявый.

Воспитатель: Чей домик волку удалось разрушить быстрее всего? Почему? Давай те проверим.

Дети дуют на солому, затем на ветки, камень.

Воспитатель: Чей домик волк так и не смог разрушить?

Дети: Домик Наф-Нафа. Оказывается, чем прочнее дом, тем труднее его сломать. Домик  НАФ - НАФА какой, опишите его.  

Дети: Прочный, крепкий дом!

Воспитатель: Дома бывают из разных материалов. Поиграем в игру с мячом. Я буду называть материал, а тот кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет:

1. – из соломы? – соломенный;

2. – из камня? – каменный

3. – из дерева? – деревянный

4. – из стекла? – стеклянный

5. – из железа? – железный

6. – из резины? – резиновый

7. – из пластмассы? – пластмассовый

8. – из кирпича? - кирпичный

Воспитатель: Как вы думаете, стеклянный дом будет крепким?

Дети: Нет, он может разбиться, холодный, просвечивается, его нельзя обогревать и т. д.

Воспитатель: А резиновый?

Дети: Он может лопнуть, разорваться, его нельзя обогревать, он холодный.

Воспитатель: Итак, самый хороший, крепкий, теплый, надежный дом – кирпичный дом. А теперь мы приступим к работе, за каждое правильное выполненное задание будет появляться часть дома. Определите первый звук в именах поросят.

Дети: Н.

Воспитатель- расскажите, что вы знаете об этом звуке?

У поросят есть друзья ,возьмите из конверта картинки с изображением

Нужно изменить слово, чтобы слышался звук Н

Воспитатель: Правильно, теперь вам необходимо определить место звука Н в названии предмета, изображенного на картинке.

                                        Детям предлагается взять картинки.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и у нашего дома появилась стена. Теперь следующее задание, мы с вами отгадаем загадки и назовем, сколько слогов в словах – отгадках.

1. Друг на дружке ровно в ряд 
Эти кубики стоят, 
В каждом есть окно и вход, 
В каждом кто-нибудь живет     (Дом – 1 слог; домик – 2слога)

2. Он по лесу всё время рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Слышно, он зубами щёлк,
Угадай, кто это …    (Волк – 1 слог)

3. Будто облако резвилось

И на травку опустилось.

Спинка вся в густых колечках

Бродит по траве …. (овечка – 3 слога)

4. Просто так в дом не войти,
Есть преграда на пути.
А в преграде той глазок,
Ручка и большой замок.
Не войдет ни враг, ни зверь
В прочную входную … (дверь – 1слог).

 5. Носик – круглым пятачком

Хвостик - маленьким крючком.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.      (Поросята – 4 слога)

Воспитатель:  Молодцы ребята, мы справились с заданием, и у нас появились стены и дверь. Давайте теперь отдохнем.

Физкультминутка:

Динь-дон, динь-дон.

(наклоны из стороны в сторону, руки на поясе).

Братцы строят новый дом.

(стучим кулаком об кулак).

Красят стены, крышу, пол

(руками «красим» сбоку, вверху, внизу).

Прибираются кругом.

(«метем» метлой).

Мы к ним в гости все прийдем.

(шаги на месте).

И подарки принесем.

(руки вперед, ладонями вверх).

Воспитатель: Продолжим строить дом. Предлагаю Вам вспомнить сказку. Всё лето  три поросенка, НИФ - НИФ, НУФ - НУФ и НАФ – НАФ  веселились, бегали и играли. Давайте  представим себе веселое лето, где они  радуются солнцу, бабочкам, цветам!

 Но все заканчивается, и на смену лету пришла осень,  поросятам стало холодно. Давайте покажем, как им было холодно! Замечательно.  Чтобы согреться они стали резвиться. Что значит слово резвиться?

Дети: Бегать, прыгать, скакать…

Воспитатель: Кого разбудили поросята?

Дети: Волка.

Воспитатель:  Конечно, волка! А волк, какой?

Дети: Злой, страшный, голодный.

Воспитатель: Давайте покажем злого, страшного, голодного, опасного волка! Он громко рычит, клацает зубами, хмурит брови. А теперь давайте покажем, как испугались поросята. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят. Давайте подразним волка!

Чистоговорка:

Ну-ну-ну- я волка припугну

Он-он-он-в зоопарке слон

Ун-ун-ун-в сказках есть колдун

Но-но-но-в комнате темно

Ня-ня-ня отыщи меня

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и с этим заданием справились и у нас появилась  крыша. Следующее задание: задание: провести звуковой анализ слова «дым».

Дети проводят звуковой анализ слова «дым»

Игра «Составь предложение со словом дым».

 

Воспитатель: Давайте сядем за столы и выполним следующее задание: Я предлагаю вам   выложить схему предложения на столе:

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- А как слова обозначаются? (слова обозначаются полосками)

-Что обозначает уголок? (первое слово в предложении)

-Сколько слов в этом предложении? (четыре)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились и у нас появилась ещё

Воспитатель: Посмотрите, какой домик появился у трёх поросят! Теперь братья  живут дружно, под одной крышей. Ребята, какую сказку мы сегодня с вами вспомнили?

Дети: «Три поросёнка»

Воспитатель: Что запомнилось вам сегодня на занятии? (ответы детей)

Воспитатель:  Вы были очень хорошими помощниками, молодцы. Ребята, вот здесь лежат смайлики, но они разные. Посмотрите,  чем они отличаются?  

Дети: Настроением: грусть, радость, задумчивость.

Воспитатель: Если вам сегодня было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого, а если совсем трудно – грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...