Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте: "Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М".
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Шарипова Линара Халиловна

    Данный конспект занятия, я разработала для детей подготовительной группы по обучению грамоте.  Тема занятия, которую я разработала называется :"Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М".  В конспекте занятия выдержаны все структуры: вводная часть (организационный момент), основная часть (закрепляем пройденный материал, проходим новый материал), заключительная часть (подводим итоги занятия).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bukva_m.docx28.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Тат. Каргалинская СОШ»

     

    Конспект образовательной деятельности:

    «Обучение грамоте»

     Тема: Звуковой  анализ слова. Знакомство с буквой «М»

    Возрастная группа: подготовительная группа

    Подготовила воспитатель:

    Шарипова Л.Х.

            17.12.19

     2019г.

    Организационно-методическая информация

    Содержание

    Примечание

    1.

    Тема образовательной деятельности

    «Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «М»

    2.

    Доминирующая образовательная область

    «Речевое развитие» 

    3.

    Виды  деятельности детей

    Коммуникативная: беседа

    Загадывание загадки

     Продуктивная: выполнение игровых упражнений, заданий

    Двигательная: физминутка

    4.

    Методы и приемы реализации содержания занятия

    4.1

    Общепедагогические методы и приемы

    Метод формирования сознания: загадывание загадок

    Метод стимулирования и мотивации деятельности: наглядный материал

    (рассматривание картинок)

    Метод организации деятельности, общения и формирования опыта: выполнение игровых упражнений, заданий, физкультминутка

    4.2.

    Интеграция образовательных областей

     «Физическое развитие» (предупреждение утомления на занятии)

    «Социально-коммуникативное» (развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками)

    5.

    Возрастная группа:

    Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

    6.

    Цель:

    Знакомство детей со звуком [м,м”] и буквой М.

    7

    Задачи:

    Планируемый результат

    7.1

    Образовательные:

    Продолжать формировать умение соотносить звук и букву; пополнять словарный запас 

    дети умеют слушать взрослого, выполняют все задания по инструкции и не перебивают сверстников.

    2.2

    Развивающие:

    развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; развивать умение выполнять звуковой анализ слов

    дети умеют делать звуковой анализ слова, способны на слух определять заданную букву

    7.3

    Воспитательные:

    продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.

    дети умеют соотносить звук и букву;

    8.

    Возможные затруднения детей и способы их преодоления

    Затруднения

    Способы преодоления

    Выполнение звукового анализа слов

    Использование фишек для обозначения звуков

    9.

    Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

    Предметные картинки, счетные палочки, , фишки красного и синего цвета, простой карандаш, рабочая тетрадь.

    10

    Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

    Проведение игры «Угадай букву на ощупь»

    Конструирование букв из счетных палочек

    Примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

    Этап

    Содержание

    I.

    Вводная часть

    1.1

    Введение в тему

    Воспитатель: Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала ОД) – дети встают кругом.

    - Доброе утро дети, я рада видеть вас!

    Только смелый и упорный

    Доберется к цели бодро

    А еще  в дороге нужно

    Знать секреты прочной дружбы (дети соединяют ладошки друг с другом)

    «Один за всех и все за одного».

    Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новым звуком и буквой. Вы готовы?

    Ответы детей: да, мы готовы.

    1.2

    Мотивация деятельности детей

    Воспитатель: Ребята! Только отгадав мою загадку, вы узнаете, с какой буквой познакомимся.

    - Пьет бензин, как молоко.

    Может бегать далеко.

    Возит грузы и людей.

    Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

    (показывается машина-игрушка)

    - Прыг-скок, прыг-скок,

    Разыгрался колобок,

    Выше Ани скачет

    Наш веселый …. (МЯЧИК).

    Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки  (машина, мяч).

     - А какой первый звук слышится в начале слов «машина», «мяч»?

    Ответы детей: [м].

    Как мы будем знакомиться со звуком [м] ?

    3 мин

    1.3

    Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

    Ответы детей:  будем выполнять  задания и упражнения со звуком [м] .

    II.

    Основная часть:

    2.1

    Актуализация ранее приобретенных знаний

    Воспитатель: правильно ребята! Но сначала давайте вспомним, с какими буквами мы уже познакомились.

    Игра «Узнай букву  по ощущениям»

    Дети по очереди выходят,  и один ребенок пишет счетной палочкой на спине у второго ребенка букву, а тот в свою очередь отгадывает букву.

    Дети: выполняют игровое упражнение.

    Воспитатель: Молодцы! А теперь, предлагаю  вам подготовить наш язычок к предстоящей работе.

    - За забором, в своем домике живет наш язычок «Заборчик»,

     каждое утро он просыпается (потянутся) и выглядывает в окно «Окно». Посмотрит на небо, на землю «Качели»,

    в одну сторону, другую «Часики»

    и пойдет обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье».

     Ну вот подкрепился наш язычок и готов к работе. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка».

    Молодцы! Вот и подготовили наш язычок к работе.  

    7 мин

    2.2

    Добывание (сообщение и приятие) нового знания

    Давайте вместе произнесем звук [м]

     Дети: произносят заданный звук.

    Характеристика звука

    Воспитатель: А теперь, давайте дадим характеристику нашему звуку [м]

    Поднесите ладонь ко рту и произнесите [м], [м’].

    Воспитатель: Как  выходит воздух  изо рта?

    Ответы детей: не свободно, толчком.

    Воспитатель: Что является преградой воздуху?

    Ответы детей: губы.

     Воспитатель: если есть преграда воздуху,  значит это какой звук?

     Ответы детей: согласный.

    Воспитатель: поднесите руку к горлу , произнесите  [м]

    Дети: выполняют задание.

    Воспитатель: горло дрожит?

     Значит, какой звук?

    Ответы детей: звонкий.

    Воспитатель: а теперь произнесите [м], какой звук ?

    Ответы детей: твердый.

    А теперь произнесите [м’], какой звук?

    Ответы детей: мягкий.

    Воспитатель: Верно, молодцы ребята. Мы с вами выяснили, что звук [м]: согласный, звонкий, твердый и бывает мягкий. Твердый звук обозначается фишкой синего цвета, а мягкий звук обозначается фишкой зеленого цвета.

    Воспитатель: давайте нарисуем в воздухе звук [м] с помощью пальцев.

    Дети: выполняют упражнение.

    10 мин

    2.3

    Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

    Конструирование буквы

    Воспитатель: а теперь присаживаемся за столы и выкладываем букву М  из счетных палочек.

    Дети: выполняют игровое упражнение.

     Воспитатель: сколько счетных палочек ушло на конструирование звука [м]:

    Ответы детей: 4 палочки.

    Воспитатель: пришло время поиграть в игру «Покажи букву».

    Как только услышите в словах звук [м], скорее хлопайте в ладоши:

    - молоко, дерево, мыло, муравей, кот, дом, арбуз, магазин, лиса, мышка.

    Воспитатель: молодцы! Справились с заданием!

    А теперь давайте отдохнем.

    Физминутка (ИКТ).

    Солнце спит и небо спит,                (ладони к левой щеке, к правой щеке)

    Даже ветер не шумит.                      (качаем поднятыми вверх руками)

    Рано утром солнце встало,               (подняли руки вверх, потянулись)

    Все лучи свои послало.                     (качаем поднятыми вверх руками)

    Вдруг повеял ветерок,                          (помахали руками вверх-вниз)

    Небо тучей заволок.                                  (закрыли руками лицо)

    И деревья раскачал.                              (качание туловища влево - вправо)

    Дождь по крышам застучал,                    (прыжки на месте)

    Барабанит дождь по крыша                      (хлопки в ладоши)

    Солнце клонится все ниже.                       (наклоны вперед)

    Вот и спряталось за тучи,                              (приседаем)

    Ни один не виден лучик.                         (встали, спрятали руки за спину)

    Воспитатель: вот и отдохнули. Давайте проведем звуковой анализ слова: «МОСТ», «МАМА» (с раздаточным материалом: карточки, фишки).

    Дети: выполняют игровое упражнение.

    Воспитатель: а теперь давайте подготовим наши руки к письму с помощью пальчиковой гимнастики «Капуста».

    Дети: выполняют соответствующие движения.

    -Мы капусту рубим

    -Мы капусту трем

    - Мы капусту солим

    -Мы капусту жмем.

    А теперь приступаем к работе.

    Работа в тетрадях (пишем букву М ).

    7 мин

    III.

    Заключительная часть

    3.1

    Анализ и самоанализ деятельности детей

    Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

    Вы хотите познакомиться с другими буквами?

     Сегодня особенно старался ….

    На этом наше занятие подошло к концу.

    Молодцы! Все старались получить новые знания.

    3 мин

    Дальнейшая разработка темы

    Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятий

    Содержание

    Примечание

    1.

    Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

    1.1

    Лепка

    Лепка из пластилина буквы «Б»

    В группе

    Конструирование

    Выкладывание знакомых букв из счетных палочек

    В семье

    2

    Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

    2.1

    Ребенок сам

    Демонстрирует знания в сюжетно-ролевой игре «Школа»

    В группе

    2.2

    Ребенок по приглашению педагога

    Соединяет буквы в слоги из пройденных букв.

    В группе

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.Коврыгина Т.Е., Шермет Р.Е. Образовательная область «Речевое развитие». «Занимательное обучение чтению». Комплексные занятии, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет/ авт.-сост. Т.Е. Коврыгина, Р.Е. Шермет – Изд.3-е – Волгоград: Учитель, 2016.-268с

    2. Электронный ресурс. Режим доступа:  https://bebiklad.ru/14-shkola/bukvyi--v-kartinkah-a-b-vg-d-yo-zh-z-i-y


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"...

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"...

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"...

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"...

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"

    Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"....

    Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Б» Возрастная группа: подготовительная группа

    Конспект образовательной деятельности:«Обучение грамоте» Тема: Звуковой  анализ слова. Знакомство с буквой «Б»Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Зна...

    Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Д» Возрастная группа: подготовительная группа

    Задачи: Воспитательные:продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.Развивающие:развивать зрительное и слуховое восприятие, ф...