Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Короткова Анастасия Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "УТЮГ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_utyug.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Звуковой анализ слова УТЮГ»

Цель: упражнять детей в выполнении звукового анализа нового слова.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе
  • Дифференцировать звуки по их качественной характеристике
  • Вычленять словесное ударение
  • Уметь определять местонахождение звука в слове.
  • Уметь определять количество звуков в слове
  • Уметь находить подходящее по звучанию слово (Д/И «Слова-друзья»)
  • Закрепить знания букв.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи, фонематический представлений
  • Развитие зрительного и слухового внимания
  • Развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль
  • Воспитание доброжелательности, самостоятельности
  • Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование:

1. Карточки с четырех-звуковыми схемами для каждого ребенка.
2. Фишки красные, синие, зеленые у каждого ребенка и у доски.

3. Предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент (на ковре)

- Здравствуйте, ребята!

- Встаньте в круг. Давайте немного поиграем «Сосчитай звуки». Я сейчас каждому скажу слово, а вы должны будете сказать мне, сколько в нём звуков.

(                                                                                                                                               ).

- Молодцы, ребята!

- Теперь, посмотрите на пол, у каждого из вас под ногами находится облако синего или зеленого цвета. Те у кого зеленое облако - придумывает слово на мягкий согласный, у кого синее - твердый. (Дети называют свои слова).

Присаживайтесь на свои места.

- Слушайте меня внимательно, выполняйте всё старательно.

2. Сообщение темы занятия

- Ребята,  послушайте загадку:

В полотняной стране

По реке простыне

Плывёт пароход,

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

- Кто догадался, что это? Ребята, это утюг, правильно, и сегодня мы с вами будем выполнять звуковой анализ этого слова.

Звуковой анализ слова:

- Ребята, посмотрите на доску. На доске видим схему нашего слова. Кто мне поможет сделать звуковой анализ? Выходи к доске! (выходит ребёнок)

- Сколько звуков в слове «УТЮГ»?

- Назови первый звук в слове  «утюг»?

- Первый звук в слове «утюг» звук [У]

- Назови, какой это звук?

- Он гласный.

- Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме?

- Гласный звук мы обозначаем красной фишкой.

- Второй звук в слове «утюг» звук [Ть].

- Назови, какой это звук?

- Он согласный, мягкий.

- Какой фишкой мы обозначаем мягкий согласный  звук в схеме?

- Согласный звук мы обозначаем зеленой фишкой.

- Какой следующий звук в слове «утюг»?

- Следующий звук в слове «утюг» звук [У].

- Какой он?

- Он гласный

- Какой фишкой мы обозначаем гласный звук  в схеме?

- Гласный звук мы обозначаем красной фишкой.

- Последний звук в слове «утюг» звук [К].

- Какой он?

- Он твердый согласный.

- Сколько звуков в слове «утюг»?

- В слове «утюг» 4 звука.

- Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

- Сколько слогов в слове «утюг»?

- В слове  «утюг» 1 слог.

- Ребята, где же мы поставим ударение? На какой звук?

- Правильно. Ударение у нас стоит на звуке [У].

- Уберите ударный гласный, теперь уберите  первый согласный, последний согласный.

- Какой звук остался?

- Молодцы!

3. Динамическая пауза. 

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!      (стучим кулаком об кулак)

Сделаем большой круг,  («нарисовали» руками круг)

4. Подбери картинку.

- Ребята, я вам сейчас раздам картинки, а вы должны найти звук [У], где он спрятался: в начале, середине или в конце слова. И как только определите где этот звук находиться, подходите каждый к своему домику, на котором нарисована схема.

5. «Слова – друзья»

Сок — сом — сон;

стол — сток — стоп;

оса — лиса — роса;

фикус — минус — вирус;

фокус — глобус — автобус;

носок — песок — кусок;

маска — каска — пляска;

весы — носы — усы;

кокос — покос — насос.

6. Работа в тетради.

- У вас на столе лежат тетради, откройте их и запишите звуковой анализ слова «утюг» самостоятельно. (Дети выполняют)

- Всем спасибо! 

7. Итог занятия.

- Молодцы, ребята!

- Ребята, скажите, с чем мы сегодня познакомились?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какое задание было для вас самым сложным?

- Молодцы! С заданиями справились отлично.

8. Рефлексия.

- Ребята, кто считает, что хорошо справился с сегодняшней работой, то поднимите весёлую улыбочку, а кто считает, что поработал не в полную силу, и было что-то сложным, то грустное личико.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "МИШКА"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ЖУКИ"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "СИТО"...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуковой анализ слова "ШУБА"....

Конспект занятия по обучению грамоте: "Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М".

Данный конспект занятия, я разработала для детей подготовительной группы по обучению грамоте.  Тема занятия, которую я разработала называется :"Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой М&q...

Конспект занятия по "обучению грамоте" : "Слоговой анализ слова.Ударение"

Материал данного занятия поможет воспитанникам лучше понять, что такое "ударение" слова, "ударный слог". Занятие построено в форме путешествия, что делает его интересным и занимате...