Игры со звуком
картотека по обучению грамоте

В данном материале приведены игры для развития дыхания, для закрепления правильного произношения звуков, для развития артикуляционного аппарата и звукового анализа слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_vo_zvukom.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игры со звучащим  словом

Четвертый — лишний

Задачи. Закрепить правильное произношение звуков [с], [ц] в словах и фразах. Учить слышать

этот звук в структуре слова (в начале, середине, конце), подбирать слова с заданным звуком.

Чувствовать рифму. Правильно строить предложения разной грамматической структуры.

Формировать лексическое обобщение (видовое и звуковое понятие).

Материалы. Картинки с изображением лисы, осы, цыпленка, мыльницы, миски, сахарницы,

блюдца, зайца, капусты, перца, огурца, курицы. Фишки.

Содержание

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Четвертый — лишний». (Выставляет картинки, на

которых нарисованы лиса, оса, цыпленок, мыльница.)

Определите, какая картинка в этом ряду лишняя. Почему?

А в этом ряду — заяц, лиса, сахарница, блюдце — какая картинка лишняя?

Капуста, курица, перец, огурец. Что лишнее? Почему?

Послушайте слова: лиса, оса, миска, капуста. Какой звук повторяется в этих словах? [с]

В каком месте слова — в начале, середине или в конце — находится звук [с] в этих словах? (В

середине.)

А вот слова: заяц, огурец, перец. Какой звук повторяется? [ц] Где он стоит? (В конце слова.)

Я придумала чистоговорку: «Ец, ец, ец, летит лохматый огурец». Смешно?

Придумайте свои шутки-чистоговорки с этими словами. Придумайте так, чтобы получилась

рифма.

Устроим соревнование: кто больше придумает слов со звуком [с]? Кто больше придумает слов со

звуком [ц]? Победителю — аплодисменты.

Подсчитывается общее количество фишек.

Угадай по описанию

Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [ц] в

словах и связной речи. Учить определять место выделенного звука (в начале,

середине, конце слова). Подбирать слова с заданным звуком. Учить

описывать предметы и игрушки, выделяя существенные признаки.

Побуждать детей вступать в речевое и игровое взаимодействие друг с

другом.

Материалы. Поднос. Салфетка. Предметы и игрушки, в названиях которых

есть звуки [с], [ц].

Содержание

Воспитатель вносит в группу поднос с игрушками, накрытый салфеткой. Дети

на ощупь определяют и называют предметы. Названные предметы

выставляют на столе.

В названиях наших игрушек живут звуки [с] и [ц]. Если хотите получить в руки

этот предмет, надо назвать его, выделяя звук [с] или [ц]; сказать, где

находится заданный звук: в начале, в середине или в конце слова. Попросить

этот предмет так: дайте мне, пожалуйста, бусы. В слове «бусы» звук [с] в

середине слова.

Когда дети разобрали все предметы, воспитатель предлагает новую игру.

А сейчас поиграем по-другому. Будем загадывать загадки о предметах,

описывать их, не называя. Например: это дикое животное. Она рыжая,

пушистая, живет в лесу. Охотится на зайцев. В середине слова есть звук [с].

(Выслушать желающих.)

Назовите слова со звуком [с] ([ц]). За каждое правильно названное слово

вручается фишка. Победителю — аплодисменты.

Живые слова

Задачи. Развивать речевое дыхание, дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Продолжать формировать представление детей о слоговом составе слова, о словесном

составе предложения. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [ц] в

словах и фразах.

Материалы. Мяч.

Содержание

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Договори слово».

Я буду бросать мяч и начинать слово. Надо договорить слово, добавляя слог са или ца, и

перекинуть мне мяч. Будьте внимательны, не запутайтесь.

Слова (даются вперемешку): лиса, коса, клякса, плакса, краса, полоса;

мыльница, кузница, певица, курица, теплица, улица, пшеница.

Встанем в круг. Читаем скороговорку, помогая себе руками (сжимая и разжимая

кулачки).

Стоит воз овса,

Возле воза — овца.

(Читают 3–4 раза с разной скоростью и силой голоса, разбившись на команды по 4

человека.)

Путешествие лодочки

Цели. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Учить проводить

звуковой анализ слов: определять порядок следования звуков в слове; подбирать

слова с заданным звуком. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков

[р], [рь], [л], [ль] в словах и фразах. Учить составлять короткие рассказы по набору

игрушек.

Материал. Тазик с водой. Бумажная лодочка, кораблик. Мелкие игрушки, в

названиях которых есть звуки [р], [рь], [л], [ль]. Например: рыба, рак, лягушка,

черепаха.

Содержание

Часть первая

Дети разучивают скороговорку. Произносят ее в разном темпе с разной силой

голоса.

В пруду у Поликарпа —

Три карася, три карпа.

Проводят звуковой анализ слов: три, карп, карась; определяют, какой первый звук

в слове, второй, третий.

Воспитатель предлагает детям вспомнить как можно больше слов со звуками [р],

[рь], [л], [ль].

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По количеству набранных

фишек определяют победителя.

Часть вторая

Воспитатель показывает детям тазик с водой. Там плавают игрушки: кораблик,

лодочка, рак, рыба, лягушка. В названиях этих игрушек есть звуки [р], [рь], [л], [ль].

Детям предлагается придумать историю о путешествиях кораблика (лодочки).

Кашевар кашу варил

Задачи. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Учить подбирать

синонимы (слова с близким значением) к слову. Проводить звуковой анализ слов.

Уточнять представления о словесном составе предложения. Закреплять правильное

произношение звуков [р], [рь], [л], [ль] в связной речи. Подбирать слова с заданным

звуком.

Содержание

Часть первая

Дети разучивают скороговорку, стоя в кругу. Произносят ее в разном темпе, с разной

силой голоса, помогая себе пальцами. (Согласуя темп речи и движения пальцев.)

Кашевар кашу варил,

Подваривал да не доваривал.

Воспитатель. Кто такой кашевар? Как его можно назвать по-другому? ( Повар,

кулинар.) А как по-другому сказать, что повар кашу варил? Что он делал с кашей?

(Готовил.)

Проводится звуковой анализ слов повар, варил. ( Определяется  порядок  следования

звуков в слове.)

Игра «Живое слово»

Выходят трое детей. За каждым «закрепляется» одно из трех слов — кашевар, варил,

кашу. По сигналу педагога дети должны выстроиться в порядке, позволяющем

«прочесть» предложение: «Кашевар кашу варил».

Воспитатель вызывает еще одного ребенка. Этот ребенок будет обозначать слово

«повар». По сигналу дети-слова строят предложение «Повар кашу варил». Остальные

«читают» предложение.

Часть вторая.

Сложное задание

Воспитатель. Придумайте, что мог варить повар. (Ответы детей.) Но с одним

условием: в названиях продуктов должны быть слова со звуками [р], [рь], [л], [ль].

Составьте предложения с этими словами (картошка, борщ, макароны, вермишель,

бульон).

В заключение воспитатель предлагает придумать еще слова, обозначающие разные

продукты. Сначала придумывают слова со звуком [р] в названии (например:

картошка, борщ, макароны, вермишель, пирог, сахар, ватрушка, сардельки, кефир,

йогурт, мороженое), потом со звуком [рь] (репка, редиска, груша, помидор, редька,

варенье, орехи, огурец, вареники, перец), со звуком [л] (лук, молоко, яблоко, оладьи,

масло) и со звуком [ль] (хлеб, блины, лимон, пельмени, бублик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")

Игра «Карусель звуков»  моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем.  В процессе моделирования игры дети  выделяют звук из слов...

Дидактическая игра "Подружим звук "М" с гласными звуками".

Данная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Сначала детей знакомят с артикуляцией  гласных звуков и согласного звука "М", а затем с символами, обозначающими и...

Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками.

Консультации для родителей  Слушаем звуки, играем со звуками....

Игра со звуками. Дифференциация звуков с и ш.

В столь сложное время, когда многие учебные заведения переходят в дистанционное обучение, специалисты  дошкольных учреждении вынуждены работать на удалёнке. Для доступной и интересной рабо...

Консультация для родителей "Cлушаем звуки, играем со звуками"

Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"....

Консультация для родителей" Слушаем звуки, играем со звуками".

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фоне...

Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"

 Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фон...