Конкурс "Лучшая разработка дидактической игры, пособия по звуковой культуре речи дошкольника"
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (старшая группа)

Шиляева Любовь Александровна

На Конкурсе "Лучшая разработка дидактической игры, пособия по развитию звуковой культуры речи дошкольников", который проводился в 2017 году среди педагогов дошкольного подразделения Школы № 777, была представлена Дидактическая игра "Волшебные домики с буквами" с мультимедийной презентацией. В результате получен Сертификат об участии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по обучению грамоте «Волшебные домики с буквами» для детей 5–7 лет

Дидактическая игра «Волшебные домики с буквами»

предназначена для совместной работы взрослых и детей 5-7 лет на этапе развития звуко-буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения. Материалы игры изготовлены в ходе совместного творчества родителей, детей, педагогов.

Игра может быть дидактическим пособием, использоваться в разных видах деятельности (непосредственная образовательная, игровая, самостоятельная).

При составлении методики проведения дидактической игры «Волшебные домики с буквами» за основу взят исходный принцип системы речевого развития Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Вариативно использованы: методические приемы обучения основам грамоты Т. А. Ткаченко, Л. А. Журовой, Н. В. Дуровой, В. П. Новикова, Г. А. Каше.

Основное назначение дидактической игры «Волшебные домики с буквами»:

сделать процесс обучения интересным, понятным и доступным;

создать условия для обогащения зрительных образов, для развития познавательных интересов и способностей;

подготовить ребенка к выполнению практических заданий;

создать условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Цели:

1) Формировать навыки звукового анализа и синтеза в соответствии с возрастными и фонетическими особенностями детей;

2) Закрепить ассоциативные связи «Звук» – «Буква», «Гласный звук», «Согласный звук»;

3) Уточнить, обогатить предметный словарь;

4) Совершенствовать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

Дидактический материал (оборудование):

• Два сказочных домика (красного и синего цветов)

• Тактильная азбука

• Символика звуков

• «Звуковички» (красный и синий)

Предметные картинки

• Плакаты, которые знакомят с понятиями «звук» и «буква»

Методика проведения:

1 вариант игры

У детей на столах лежат предметные картинки. Педагог прикрепляет к «Волшебному домику» символ (символы) звука (звуков). Каждый ребёнок утрированно произносит названия картинок и выбирает, прикрепляет к игровому полотну нужные.

2 вариант игры «Предмет и имя»

Педагог показывает детям «Звуковичков» и даёт им имена в зависимости от изучаемой темы (Вова, Толя, Аня и т. д.).Дети выделяют начальные звуки из слов, дают характеристику этим звукам и определяют их в нужный домик. Каждому «Звуковичку» предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени «Звуковичка» совпадали.

3 вариант игры «Нам пришло письмо из Звукограда»

Педагог вынимает из конверта, «присланного» в группу, символы гласных и согласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут Звуковички. Больше всего они любят играть со звуками. Взрослый предлагает дать характеристику каждому звуку и написать ответ, подобрав к каждому символу названия предметов. Дети называют слова, а педагог отправляет письмо.

4 вариант игры «Вспомним сказку»

На крышу «Волшебного домика» прикрепляется картинка с изображением знакомой сказки и несколько символов. Ребёнок берёт символ, даёт характеристику заданному звуку и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произнося соответствующий звук.

5 вариант игры «Звук и буква»

Детям предлагаются плакаты, которые знакомят с понятиями «звук» и «буква»

1 плакат для уточнения понятия «звук»:

«ухо» - звуки мы слышим

«рот» – звуки произносим

2 плакат для уточнения понятия «буква»:

«глаз» – буквы читаем

«рука» – буквы пишем

6 вариант игры «Составь слово»

Предметная картинка в кармашке домика. Педагог просит выделить детей звуки в составе слова и выложить соответствующую схему.

7 вариант игры «Волшебная коробочка" При уточнении акустико-артикуляционных звуков ребенку предлагается достать букву и определить заданную букву, используя тактильно-кинестетический анализатор. Данный вариант игры используется для закрепления ассоциативной связи между звуком и буквой.

Игра «Волшебные домики с буквами» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, для создания новых вариантов игры, для педагогов расширяет круг создания новых игровых заданий и упражнений в процессе непосредственно образовательной деятельности. Развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся звуков, букв, написания слов и т. д. Дети используют данную игру в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игр «Сказка», «Театр», что способствует развитию творчества, воображения.

Успехов Вам в развитии Ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе и...

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.

Представленная картотека дидактических игр и чистоговорок будет интересна детям и полезна взрослым....

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Дидактические игры по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников от 2 до 7 лет....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речевого произношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую д...

Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольника 3-4 лет.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Дидактическая игра я...