План кружковой работы «Буквоежка» Старшая группа
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Беланова Анастасия Сергеевна

 План  кружковой работы «Буквоежка»  Старшая группа  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_bukvoezhka_starshaya_gruppa.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность.

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. 

Например:

- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза; - Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Актуальность разработки программы кружка «Буквоежка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.  

Цель программы –  развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.


Задачи программы:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут детям сформировать Форма и режим занятий.

Количество детей в  подгруппе: 8-10 человек.  

Набор в группу производится в начале учебного года  на свободной основе из числа детей как посещающих структурное подразделение «Детский сад».  

Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25 мин.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»

Ожидаемые результаты.

Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению:

5-6 лет

  • развит фонематический слух  и восприятие;
  • правильно произносить все звуки;
  • выделять из слов звуки;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • усвоение лексико-грамматического строя речи;
  • выделять слова и предложения из речи;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • развитие связной речи, навыки звукового анализа и синтеза;
  • раскрывать смысл несложных слов;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.

Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму:

6-7 лет.

  • развито зрительно-пространственные представления
  • графо-моторные навыки  
  • тонкая ручная моторика

Сформированность  навыка чтения:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями;
  • Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
  • Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
  • Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

 У ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

Перспективно – тематический план.

период

Тема

Кол занятий

Содержание

октябрь

1-я

неделя

Давайте познакомимся Веселый язычок.

2

Формирование у детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуках.

2-я

неделя

Звук(а).Понятие о звуковом ряде.. Звук(а).Продолжение.

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Развитие фонематического слуха на основе слов , близких по звуковому составу. Выделение гласного звука (а) из потока звуков.

3-я

неделя

Звук (у) Звук(у) Продолжение

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (у) в начале слова ( утка, удочка, улица)

4-я

неделя

Звук (и) Звуки (а), (у), (и).

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (и) в начале слова ( Ира, ива, индюк, игра) Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи.

Ноябрь

1-я

неделя

Звук (э)

Звук (о)

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (э) в начале слова ( Эдик, этаж, экран, эхо.) Выделение гласного звука (о) из потока звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окно)

2-я

неделя

Звук (м)

Звуки (м), (м”)

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение согласного звука (м) в конце слова. Выделение согласных звуков (м), (м”) в начале слова.

3-я

неделя

Звук (п)

Звуки

(п), (п”)

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па . Определение места звука в слове ( начало, середина, конец)

4-я

неделя

Звук (н)

Звуки (н), (н”)

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику.

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звуков (н) , (н”) в словах.

Декабрь

1-я

неделя

Звук (б) Звуки (б), (б”)

2

Выделение звука (б) среди других согласных звуков. Позиция звука в слове( начало, середина) Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Звуковой анализ слогов аб-би

2-я

неделя

Звуки (б), (п)

Звуки (в)

2

Полный анализ односложного слова Бим Определение позиции звука (в) в слове ( начало, середина). Звуковой анализ слова ива

3-я

неделя

Звуки (в), (в”)

Звук (д)

2

Различие твердых и мягких звуков (в), (в”) Выделение звука (д) среди других согласных звуков.

4-я

неделя

Звуки (д), (д”)

Гласные и согласные звуки

2

Различие твердых и мягких звуков (д), (д”) Звуковой анализ слова дом

Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук)

Январь.

2-я

неделя

Звук (т)

Звуки

(т), (т”)

2

Выделение звука (т) в потоке звуков. Позиция звука в слове .Звуковой анализ слова Том

Различение твердых и мягких звуков (т), (д”)

3-я

неделя

Звуки

(д), (т)

Звук (ф)

2

Дифференциация звуков (т) , (д)

Выделение в речи звука (ф). Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов

4-я

неделя

Звуки

(ф), (ф”)

Звуки (в),(ф)

2

Различие твердых и мягких звуков (ф), (ф”)

Дифференциация звуков (в) , (ф)

Февраль.

1-я

неделя

Звук (к)

Звуки (к), (к”)

2

Выделение звука (к) из потока согласных звуков и в словах .Звуковой анализ слова кот

Различение твердых и мягких звуков (к), (к”) Звуковой анализ слова кит

2-я

неделя

Звук (г)

Звуки (г), (г”)

2

Определение наличия или отсутствия звука (г) в словах.

Различение твердых и мягких звуков (г), (г”) Звуковой анализ и синтез слов.

3-я

неделя

Звуки (к), (г)

Звуки (х)

2

Дифференциация звуков (к) , (г)

Звуковой анализ слова кони

Выделение согласного звука (х) среди других звуков. Определение позиции звука в слове( начало, середина, конец)

4-я

неделя

Звуки (х) ,(х”)

Звук (с),

2

Различение твердых и мягких звуков (х), (х”). Звукослоговой анализ слова мухи. Определение наличия или отсутствия звука (с) в словах. Нахождение места звука в словах

Март.

1-я

неделя

Звуки (с), (с”)

Звук (з)

2

Различение твердых и мягких звуков (с), (с”). Звукослоговой анализ слова гуси.

Выделение в речи звука (з) .Определение позиции звука в слове ( начало, середина, конец)

2-я

неделя

Звуки (з), (з”)

Звуки (с), (з)

2

Различение твердых и мягких звуков (з), (з”). Звукослоговой анализ слова замок.

Дифференциация звуков (с) , (з)

3-я

неделя

Звук (ц)

Звуки (с),(ц)

2

Выделение в речи звука (ц) .Определение позиции звука в слове ( начало, середина, конец)

Дифференциация звуков (с) , (ц)

4-я

неделя

Звук (ш)

Звук (ш) продолжение

2

Выделение в речи звука (ш) .Определение позиции звука в слове ( начало, середина, конец) Звукослоговой анализ слова шапка

Апрель.

1-я

неделя

Звуки (с), (ш)

Звуки (с),(ш) Продолжение

2

Различение звуков (с), (ш)

Дифференциация звуков (с) , (ш)

2-я

неделя

Звук (ж)

Звук (ж) продолжение

2

Выделение в речи звука (ж) .Определение позиции звука в слове( начало, середина, конец)

Подбор слова к схемам звукового анализа

3-я

неделя

Звуки (з), (ж)

Звуки (ш) ,(ж)

2

Дифференциация звуков (з) , (ж)

Дифференциация звуков (ш) , (ж)

4-я

неделя

Звуки (ч)

Звук (ч) продолжение

2

Выделение в речи звука (ч) .Определение позиции звука в слове( начало, середина, конец)

Звукослоговой анализ слова жучка

Май.

1-я

неделя

Звуки (ч), (ц)

Звуки (щ)

2

Дифференциация звуков (ч) , (ц)

Определение наличия или отсутствия звука (щ) в словах. Нахождение места звука в словах

( начало, середина, конец)

2-я

неделя

Звук (щ) продолжение

Звуки (ч),(щ)

2

Синтез звуков в словах

Дифференциация звуков (ч) , (щ)

3-я

неделя

Гласные и согласные звуки

Слова и предложения

2

Синтез звуков в словах

Определение количества слогов в словах, составление схем простых предложений.

4-я

неделя

Звуки и слоги

2

Закрепление пройденного материала .

Диагностика№ №2

Оценка эффективности  реализации кружковой деятельности проводится на основе:

  • данных планового мониторинга   уровня  речевого развития детей в структурном подразделении «Детский сад»  (сентябрь и май);
  • наблюдений за ребёнком;
  • бесед с воспитанниками и их родителями.

Используемая литература:

  1. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера
  2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. М.: ТЦ Сфера.
  3. Волина В. Занимательная азбуковедение .
  4. Рыжаккова Е.Н., Буланович Н.И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой .М.,
  5. Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения. М.,
  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения .М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)

Перспективный план работы  в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...

Планирование воспитательно-образовательной работы в группе на неделю. Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе Тема недели: «Осень».

Планирование воспитательно-образовательной работы в группе на неделю.Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе Тема недели: «Осень». Программное содержание: Р...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...