Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [ф], [ф’] и буква Ф»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Петренко Людмила Григорьевна

Конспект обучающего занятия. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_f.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»

по обучению грамоте в подготовительной группе

«Звуки [ф], [ф’] и буква Ф»

Цель: ознакомление со звуками [ф], [ф'] и буквой Фф.

Программное содержание:

Образовательные задачи: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, навыки чтения слогов и слов с новой буквой Фф.

Развивающие задачи: развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, зрительное внимание и восприятие, мышление, тонкую и общую моторику.

Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: пальчиковый бассейн с желудями, магнитные буквы, магнитные предметные картинки, магнитная доска, плакат «Буква Фф», тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, флажки, фишки, элементы для выкладывания букв на магнитной доске и на каждого ребенка.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Облака».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Игра - приветствие.

Затихает смех веселый,

Заниматься мы готовы.

Встанем все сейчас красиво,

Поздороваемся учтиво.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Воспитатель предлагает 4 детям опустить руки в бассен с желудями и найти в бассейне по одной букве; затем подойти к магнитной доске и поставить буквы над теми картинками, названия которых начинается с данных букв. Дети комментируют выполнение задания.

1-й ребенок. Я поставил букву Г над грушей.

2-й ребенок. Я поставил букву П над патиссоном.

3-й ребенок. Я поставил букву К над катушкой.

4-й ребенок. Я поставил букву Т над тортом.

Воспитатель:  Вы отлично справились с первым заданием. (Убирает картинки и буквы).

  1. Игра «Подними флажок».

Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков и раздает флажки.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Фиолетовый фломастер

Все неправильно ракрасил.

Флаг, жираф, фонтан – все это

Фиолетого цвета.

Дети: Звук [ф] слышется чаще других.

Воспитатель: Давайте произнесем звук [ф] все вместе.

Дети вместе с воспитателем произносят звук [ф].

Воспитатель: Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка.Как вы думаете, звук [ф] – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети: Синим.

Воспитатель: Приложите руку к горлышку и определите: он звонкий или глухой?  

Дети: Он глухой.

Воспитатель: Твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

Воспитатель: Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].

Материал: ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, м; фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо; флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий. 

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок. (Убирает флажки).

  1. Упражнение «Кто скорей?».  

Воспитатель: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорей?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ф, а. Что получилось?

Ребенок: Фа.

Воспитатель: Верно. Получи фишку.

 (Аналогично фо, фу, фи, фата). Воспитатель вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.

  1. Знакомство с буквой Фф. (На доске плакат).

Воспитатель: Посмотрите на картинку в верхней части плаката. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз. 

Фиолетовый фломастер

Все неправильно ракрасил.

Флаг, жираф, фонтан – все это

Фиолетого цвета.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ф]?

Дети: Фломастер, флаг, жираф, фонтан.

Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Фф. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Дети: Значит, буква Фф обозначает два звука [ф], [ф'].

Воспитатель: Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части плаката все предметы, названия которых начинается со звука [ф]. 

Дети: Футболист, футболка, футбольный (мяч), футбольное (поле), флаги, фотограф, фотоаппарат.

Воспитатель: Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. А теперь давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?

Дети: Палочка и два полукруга.

Воспитатель: Как расположены полукруги по отношению к палочке? 

Дети: В верхней части палочки, с двух сторон от нее.

Дети составлят букву из элементов.

Воспитатель: Ребята, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками (фа, фу,фо, фи; пуф, пиф, фото, фант,кофта, муфта).

Воспитатель уточнят значение слов: пуф, муфта.

  1. Пальчиковая гимнастика «Облака» (выполняют на ковре).

В синем небе облака,              Попеременно ритмично хлопают 

Белоснежные бока.                  в ладоши и стучат кулачками.

Это – зайка,                              Загибают большие пальцы на обеих руках.

Это – кот.                                 Загибают указательные пальцы.

А вот это – бегемот.                Загибают средние пальцы на обеих руках.

Над рекой высотный дом,      Загибают безымянные пальцы.

А за домом – снежный ком.    Загибают мизинцы на обеих руках.

Можно целый день сидеть,     Попеременно ритмично хлопают

В небо синее глядеть,               в ладоши и стучат кулачками.

Где летают облака,

Белоснежные бока.

  1. Работа в тетради.

Воспитатель: Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Дети: Флаг, футболку, большую и маленькую буквы Фф.

Воспитатель: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? 

Дети: Синий, потому что буква Ф – согласная (раскрашивают буквы).

Воспитатель: А теперь подумайте, как правильно раскрасить флаг и футболку.

(Дети выполняют задание, воспитатель контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо).

Воспитатель: Теперь положите цветные карандаши. Давайте «напишем» букву Ф в воздухе. Посмотрите, как я делаю это.

(Дети вместе с воспитателем «пишут» букву в воздухе).

Теперь посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. 

(Дети выполняют задание).

  1. Окончание занятия.

По просьбе воспитателя дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Воспитатель оценивает деятельность детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе " Звуки С, Сь и буква С"

В конспекте представлен практический материал для занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [к] и [к’] в слогах и словах"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе...

Конспект по речевому развитию , раздел "Обучение грамоте" в подготовительной к школе группе "Сопоставление звуков Ц и Ч"

Задачи:Обучающая: Формировать умение находить сходство и отличие звуков /Ч/ и /Ц/. Выделять звуки в стихах, загадках , словах. При характеристике звука опираться на тактильные , слуховые, зрительные а...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.

Цель: создание  условий  для формирования представлений о звуках Л-Ль и букве Л....