Главные вкладки

    Дидактические игры, которые способствуют развитию умения интонационно выделять звуки на фоне слова, производить фонематический анализ слов для детей 6-8 лет.
    учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Богданова Татьяна Михайловна

    Основой становления различных форм речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо – является фонематический слух.

    Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию иногда называют фонематической). Поэтому в процессе обучения грамоте особое внимание следует уделить развитию элементарных форм фонематического анализа и восприятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry.docx34.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основой становления различных форм речевой деятельности  звукопроизношение, чтение, письмо – является фонематический слух.

    Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию иногда называют фонематической). Поэтому в процессе обучения грамоте особое внимание следует уделить развитию элементарных форм фонематического анализа и восприятия.

    Дидактические игры, которые способствуют развитию умения интонационно выделять звуки на фоне слова, производить фонематический анализ слов (выделять различные гласные и согласные фонемы в словах в разных позициях; производить полный фонематический анализ слов).

    Среди таких игр можно назвать следующие: «Рыбалка», «Математическая грамматика», «Рассеянный поэт и доверчивый художник» и другие.

    Так, например, в ходе игры «Рыбалка» детям дается установка поймать слова со звуком [л] (или другими звуками). Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. Пойманную рыбку ребенок показывает другим детям, которые хлопком отмечают правильный выбор.

    При организации игры «Рассеянный поэт и доверчивый художник» воспитатель читает шуточное стихотворение, из которого дети узнают, что художник перепутал слова и сделал неверный рисунок. Он просит детей выделить первый звук и исправить ошибку.

    В ходе игры «Математическая грамматика» дошкольник выполняет действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов находит искомое слово.

    К игре «Отвечай – не торопясь» воспитатель подбирает слова и предложения и предлагает ребятам несколько заданий разного характера, проверяющие, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.  Например: придумай слово, которое начинается на последний звук слова группа; вспомни название диких животных, в котором был бы последний звук слова нос; подбери слово, чтобы первый звук был [м], а последний звук – [а] и другие задания.

    Игра «Живые звуки» проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого­либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде педагога должны занять своё место на схеме слова.

    Например, в игре «Рассели животных» стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

    Суть игры «Собери цветок» заключается в том, что на столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква. Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Дошкольник должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

    Сюжет игры «Собери букет» состоит в том, что детям предлагается две вазы – голубая и розовая, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую – со звуком [р]». (Розовая – [р], голубая – [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и так далее. Ребята расставляют цветы. Синий цветок должен остаться. Эффективно провести данную игру, используя возможности интерактивной доски.

    В ходе игры «Ромашка» на магнитной доске нарисованы контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Подготовишкам предлагается выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят из 3 (4, 5) звуков и прикрепить на лепестки ромашки при помощи магнитиков.

    Цель игры «Следопыт» заключается в нахождении на сюжетной картинке предметов на заданный звук.

    Этот этап имеет определённую последовательность, которую целесообразно соблюдать, формируя соответствующие умения анализа звучащего слова:

    – определение количества звуков, слогов в словах разной сложности: «Сколько звуков», «Запомни, повтори»;

    – выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука: «Кто внимательнее», «Какой слог лишний»;

    – выделение из слога гласного, затем согласного звука: «Четвертый лишний», «Кто внимательнее», «Вставь букву»;

    – выделение первого и последнего звука в слове: «На какой звук начинается слово», «Назови слово на заданный звук», «Определи последний звук в слове», «Цепочка», «Путаница»;

    – выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения: «Найди нужное слово», «Найди звук», «Самый внимательный»;

    – определение места, количества, последовательности звуков в слове: «Назови слово», «Кто больше», «Кубик», «Определи место»;

    – творческие задания: «Придумай слово» (с заданными звуками), «Новое слово», «Превращения», «Волшебники», «Собери слово», «Составь слово», «Найди слова в слове», «Отыщи слово, отыщи звук», «Найди слово к схеме».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры, направленные на развитие умения различать цвета.

    Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов....

    Дидактические игры, направленные на развитие умения различать цвета.

    Дидактические игры, направленные на развитие умения различать цвета. «Бегите ко мне!» Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цвет...

    Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

    В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

    Методическая разработка. Дидактическое пособие по развитию речи «Фонематический анализ слова – определение места звука в слове».

    Фонематическое восприятие – это умение услышать звук (фонему) и отличить его от других в потоке речи. Фонематические представления считаются сформированными, если ребенок может вспомнить слово (...

    Дидактические игры, направленные на развитие умения различать цвета

    Представляю вашему вниманию картотеку дидактических игр, направленных на развитие умения различать цвета...